Историческая справка
Создатель самолета нового поколения ан 148 – АНТК имени Антонова, ведет свою историю с 1946 г., когда приказом Министерства авиапромышленности СССР ознаменовалось создание опытно-конструкторского бюро (ОКБ) № 153 в Новосибирске, на местном авиационном заводе. Возглавил его О.К. Антонов, чьим именем впоследствии назовут авиаконцерн. В 1952 г. бюро перебазировалось в Киев, где и находится в настоящее время. ОКБ имени Антонова (сегодня оно носит название Государственное предприятие (ГП) «Антонов») было одним из ведущих создателей самолетов во времена СССР. После развала Советского Союза оно продолжило работу как авиапредприятие Украины. Вплоть до последних лет работы по созданию авиалайнеров семейства Ан-148 велись совместно украинскими и российскими авиаконструкторами.
За годы существования коллектив авиаконструкторов разработал свыше 100 видов и модификаций самолетов:
- пассажирских;
- транспортных;
- специального назначения.
Всего было выпущено свыше 22000 машин. Визитной карточкой антоновцев по праву считаются такие гигантские транспортники, как «Руслан» и «Мрия», поставившие 270 мировых рекордов.
Инциденты
4 июня 2010 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс FV 132 из Москвы в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолётом. Короткое замыкание в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолёта с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим самолёт восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту «Пулково».
26 февраля 2012 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс из Берлина (аэропорт Шёнефельд) в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с отделением колеса от шасси во время отрыва самолёта от взлётно-посадочной полосы.
10 сентября 2017 года у самолёта Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявшего рейс 6В-5837 Киров — Симферополь, в 4:15, через 10 минут после вылета из аэропорта Победилово (Киров), отказал правый двигатель из-за падения давления масла. В 6:15 воздушное судно совершило посадку в аэропорту Саратов. На борту самолёта находились 72 пассажира и четыре члена экипажа.
1 октября 2017 года во время взлёта самолёта Ан-148 авиакомпании «Ангара», выполнявшего рейс Талакан — Иркутск загорелся правый двигатель. Воздушное судно совершило вынужденную посадку на аэродроме вылета.
Катастрофы
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы/на борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
05.03.2011 |
61708 |
Белгородская область |
6/6 | Потерпел катастрофу во время учебно-тренировочного полёта перед передачей заказчику. При отработке экстренного снижения экипаж превысил максимально допустимую скорость на 110 км/ч из-за отказа датчика воздушной скорости, несвоевременных и недостаточных действий лётчиков, что привело к флаттеру и разрушению самолёта.. |
11.02.2018 |
RA-61704 |
Раменский район, возле села Степановское |
71/71 | Ан-148, выполнявший рейс 6W703 из Москвы в Орск, потерпел катастрофу в Раменском районе Московской области. На борту самолёта находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа – не включение обогрева приемников полного давления в условиях обледенения, приведшее к их закупориванию льдом и заниженным показаниям скорости. Недостоверные показания скорости не были распознаны экипажем и привели к переводу самолета в крутое пикирование у земли с целью увеличения скорости.. |
Какие места в самолете самые неудобные
Ни один лайнер сегодня нельзя назвать идеальным абсолютно для всех пассажиров. На каждом воздушном судне есть места, где находиться не так комфортно.
Самые плохие места:
Места, где салон сужается. Это хвост лайнера. Здесь очень мало пространства для ног. Если самолет большой, речь может идти даже о 5 последних рядах.
Места рядом с туалетами. Пассажирам, которые расположились здесь, постоянно мешают другие путешественники (иногда в туалет выстраивается очередь). Также следует не забывать о неприятных запахах.
Ряды перед аварийным выходом. Как правило, здесь нельзя откинуть спинку.
Места сразу за бизнес-классом. Они удобны исключительно для мам с грудничками. Если же пассажир путешествует в одиночестве, то ему будут постоянно мешать крики детей.
Ряды с ящиками под креслами
В этих ящиках располагается важное для бортпроводников оборудование. Следовательно, разместить ручную кладь внизу вы не сможете
Это может создать неудобства, если ручной клади слишком много.
Даже если пассажиру досталось плохое место, он всегда может предпринять определенные меры
Важно дождаться объявления «Посадка окончена». Если салон полупустой, всегда можно пересесть на другое место
Также не стесняйтесь обращаться к стюардессам. Вежливо сообщите, что вы испытываете дискомфорт. Скорее всего, бортпроводница пойдет навстречу и попытается найти другое место.
Самые опасные места в самолете
Самыми опасными местами в самолете являются места в передней части. Статистика показывает, что процент выживаемости при катастрофах здесь минимален. Достаточно опасными также являются места в середине лайнеров. Поскольку здесь расположены топливные баки. Если хотите обезопасить себя, размещайтесь либо в хвосте самолета, либо в непосредственной близости от аварийных выходов.
История создания
Начало разработок нового пассажирского самолета, который бы пришел на смену Ан-72 и Ан-74, припало на начало 90-х годов XX века. Поручили разработку конструкции нового лайнера Петру Балабаеву из ОКБ им. Антонова. На начальных этапах проектирования Ан-74 не был приспособлен к перевозке пассажиров и был задуман в целом как транспортный. Даже после перемещения двигателей под крыло на пилон лайнер не мог составить конкуренции современным региональным самолетам схожей пассажировместимости.
Поэтому было решено создать новый пассажирский самолет Ан-74-68 с удлиненным фюзеляжем, новым крылом и новыми двигателями с замененной конструкцией реверса. Начало проекта, получившего название Ан-148, припадает на 2001 год. В его основу положили концепцию самолета Ан-74ТК-300. Стоит отметить, что Ан-148 – это не модификация Ан-74, а совершенно новый пассажирский самолет. Новое творение конструкторского бюро им. Антонова получило, в отличие от Ан-74, больше длину и диаметр фюзеляжа, двигатели с цифровой электронной системой управления (Д-436). Во время разработки лайнера были заказаны узлы и детали, изготовленные на 214 фирмах в 15 странах мира: РФ, США, Украине, Франции и др.
Первые тестовые полеты Ан-148 начались 17.12.2004 года
Конструкция
Дверь-трап
Двухмоторный турбореактивный самолёт, построенный по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности и однокилевым Т-образным оперением. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся трёхопорное, с носовой стойкой.
Система управления — электродистанционная с механическим резервом разработки МИЭА, в отличие от смешанной бустерно-ручной системы управления Ан-74. Система состоит из двух подсистем ЭДСУ-А и ЭДСУ-Б, каждая из которых имеет два канала. Рулевые поверхности самолёта:
- пара элеронов на концевых частях крыла, левый и правый, отклоняемые рулевыми агрегатами РА;
- две пары (№ 1 и № 2) тормозных интерцепторов у центроплана, отклоняемые гидроцилиндрами ГЦ только на полный угол;
- три пары (№ 3, № 4 и № 5) элерон-интерцепторов, расположенные между тормозными интерцепторами и элеронами и отклоняемые автономными рулевыми машинами АРМ;
- цельный руль направления (в отличие от двухзвенного у Ан-74), отклоняемый двумя рулевыми приводами РП и одним автономным рулевым приводом АРП резервного механического контура управления РМКУ;
- две секции руля высоты, левая и правая, каждая отклоняется двумя РА и одним АРП РМКУ.
РА элеронов и РВ, РП РН и ГЦ интерцепторов питаются от самолётных ГС1 и ГС2, АРМ и АРП имеют в своём составе электрический насос. Оба элерона и обе половины РВ имеют по два РА, один из которых питается от ГС1, второй — от ГС2, ГЦ 1-х интерцепторов питаются от ГС2, 2-х интерцепторов — от ГС1.
Резервное управление по крену (резервный контур управления интерцепторами, РКУИ) — через концевые выключатели, стоящие под левым штурвальным постом, при отклонении штурвалов на 10° АРМ 5-го интерцептора срабатывает на полный выпуск, при полном отклонении штурвала выпустится также 4-й интерцептор. Например, при полном отклонении штурвалов вправо выпустятся 4-й и 5-й правые интерцепторы. Резервное управление рулями идёт через тросовую проводку и АРП, то есть отличается от бустерного управления Ан-74 лишь тем, что усилия на руле направления не триммируются, а усилия на руле высоты триммируются в проводке управления (без перемещения штурвальных колонок).
На самолёт устанавливается современное пилотажно-навигационное (ВВС-100, САУ-148, ППКР-СВС, НПИ и АГБ-96К) и радиосвязное оборудование, соответствующее действующим международным нормам ICAO; полётная информация выводится на пять многофункциональных ЖК-индикаторов. Комплекс радиоэлектронного оборудования предусматривает возможность посадки машины в сложных метеорологических и ночных условиях по категории IIIA ICAO.
Компоновка
Салон Ан-148
На Ан-148 может быть реализовано несколько вариантов компоновки салона
Два класса эконом и бизнес. Может перевозить от 68 до 80 пассажиров. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 889 мм или 35 дюймов) и 60 в экономическом (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета.
- Двухклассная на 73 места. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 863,6 мм или 34 дюйма) и 65 в экономическом (шаг кресел 787,4 мм или 31 дюйм). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Air Koryo».
- Одноклассная на 75 мест (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Ангара».
- Одноклассная на 80 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета.
- Одноклассная на 83 места (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета. Вместо переднего гардероба установлено 3 кресла экономического класса.
- Одноклассная на 85 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 1 туалет.
- Одноклассная на 89 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов) — только Ан-148-200. 2 кухни и 1 туалет. Последний ряд экономического класса имеет компоновку 2+2 (вместо хвостового багажного отсека).
Расположение кресел в одноклассной компоновке — 2+3, в двухклассной — 2+2 в бизнес-классе и 2+3 в экономическом.
Высота пассажирского салона в центральном проходе равна двум метрам. Над креслами расположены багажные полки для ручной клади. Под пассажирским салоном находятся два отсека для багажа. Также имеется багажный отсек в хвостовой части (кроме модификации Ан-148-200).
Предусмотрено переоборудование пассажирского салона самолёта в вариант «летающий госпиталь», оснащённый медицинским оборудованием и рассчитанный на перевозку до шести лежачих больных на расстояние до 7000 км.
Силовые агрегаты
Для летательных аппаратов данного семейства в ГП «Ивченко-Прогресс» был разработан новый двигатель пятого поколения Д-436-148. Этот силовой агрегат оснащен рядом систем, обеспечивающих автоматическое управление и контроль. Они обеспечивают оптимальную работу двигателей на всех участках полета, кроме того, повышают надежность, а также сокращают стоимость обслуживания и расход топлива. Силовые агрегаты Ан-148-100 отвечают современным требованиям «Евроконтроля» и ICAO. Их заявленный ресурс составляет 20 тысяч циклов и 40 тысяч часов работы. По желанию заказчика самолеты данного семейства могут оснащаться также современными двигателями зарубежного производства с тягой не более 8000 кгс.
Двигатель и технические характеристики
Силовая установка Ан-148 представлена в виде двух турбовинтовых двигателей Д-436-148 с насосом гидросистемы. ВСУ АИ-450-МС. В зависимости от модификации меняются и технические характеристики Ан-148.
- экипаж — от 2 до 5 человек;
- пассажировместимость — 80 человек;
- длина — 29,13 метра;
- высота — 8,19 метра;
- длина крыла — 28,91 метра;
- диаметр фюзеляжа — 3,5 метра;
- внутренняя высота — 2 метра;
- взлетная масса от 38,55 до 43,70 тонны;
- запас топлива — 12,05 тонны;
- автономность — до 4400 км;
- практический потолок — 12,2 км;
- срок службы — три десятилетия;
- налетных часов — 80 000;
- ДОМ — 2 шт. ТПДД Д-436-148;
- грузоподъемность — до 10,1 тн.
Кабина Ан-148
Схема салона и лучшие места
Существует две компоновки салона Ан-148: одно- и двухклассная. Оба варианта исполнения авиалайнера эффективно используют Авиакомпании.
При одноклассовой компоновке в салоне может размещаться такое количество мест для пассажиров:
- 75;
- 80;
- 85 кресел.
В салоне для транспортировки 75 пассажиров расстояние между рядами кресел составляет 81 см. Также в самолете размещено 2 туалета и 2 кухонных помещения. При такой компоновке лучшими местами считаются кресла, расположенные в первом ряду. Расстояние между креслами позволяется разложить спинку сиденья, и при этом не мешать соседу.
В салоне для перевозки 80 пассажиров кресла размещены с шагом в 76 см. Как и в предыдущем варианте компоновки в самолете находятся 2 санитарных комнаты и 2 кухонных отделения.
Салон в Ан-148
В салоне, где предусмотрено 85 пассажирских мест, расстояние между их рядами составляет 76 см. Увеличение количества кресел произошло за счет модернизации салона. Конструкторы оставили в самолете 1 санитарную комнату и 2 кухни.
Двухклассовая компоновка Ан-148: бизнес- и экономкласс. В салоне размещено 68 кресел, 2 туалета и 2 кухонных помещения. Отделение повышенной комфортности находится ближе к носовой части воздушного судна. В нем лучшими местами считаются сиденья, находящиеся во втором ряду. Схема расположения кресел: 2+2 с центральным проходом. Расстояние между рядами достигает 1 м.
В экономклассе сиденья размещены по схеме 3+2. Между ними проход для обслуживания пассажиров. Расстояние между рядами около 75 см. Полноценно разложить спинку сиденья не получиться. Лучшие места в этом классе находятся в первых рядах отсека.
В каждой компоновке салона для перевозки ручной клади предусмотрены специальные полки. Они находятся над рядами кресел. Под салоном для пассажиров размещено 2 багажных отделения.
Особенность Ан-148. Самолет может быть переоборудован в «мобильный медицинский госпиталь». В его салоне имеется необходимое медоборудование. С помощью воздушного судна могут транспортировать до 6 больных.
Производство и заказчики
Производство Ан-148 было развёрнуто на мощностях киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России.
- Россия
Строительство серийных Ан-148 в Воронеже началось по украинской лицензии. Первый самолёт воронежской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, совершил свой первый полёт, продолжительностью 41 минуту, 19 июля 2009 года. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику. Сообщалось, что «Ильюшин Финанс Ко.» («ИФК») сформировала портфель заказов на 110 самолётов Ан-148 различных модификаций, включая 56 твёрдых договоров и 54 опциона. Также «ИФК» заключило твёрдый договор на приобретение у «ВАСО» 34 Ан-148 различных модификаций.
После отказа «Аэрофлота» от покупки дополнительных девяти пассажирских самолётов Ан-148 для дочерней авиакомпании «Россия» среди заказчиков осталась только коммерческая авиакомпания «Ангара», а также подразделения МЧС и Управление делами президента. По заявлению генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина газете «Аргументы недели», по состоянию на август 2016 года завод вёл переговоры с Анголой и Казахстаном о приобретении Ан-148. Кроме этого, Дмитрий Пришвин сообщил в сентябре 2016 года, что велись переговоры об поставках на Кубу. 22 февраля 2017 года представители Министерства обороны РФ сообщили, что планируется закупка Ан-148 для замены Ту-134. 6 июня 2017 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018—2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники». Предлагается закупить самолёты … Ан-148 …. По состоянию на июнь 2017 года в Воронеже заканчивалась сборка двух последних Ан-148, после чего производство предполагалось прекратить, несмотря на то, что ранее поставлявшиеся Украиной, но попавшие под комплектующие удалось заместить деталями российского производства. На следующий же день ВАСО опровергло сообщения СМИ о планах прекратить выпуск самолёта: «Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут ли на самолёт данного типа заказчики или нет», — пояснил производитель.
По состоянию на ноябрь 2018 года на предприятии оставалось как минимум два самолета на финальной стадии готовности в ожидании поставок украинских комплектующих. По сообщению в финансовом отчете ВАСО за III квартал 2018 года, программа по производству и реализации самолетов Ан-148 будет закрыта. Кроме того, предприятие указало, что себестоимость производства Ан-148 за январь-сентябрь 2018 года составила 1,4 млрд рублей, превысив выручку от их продаж на 23%.
- Украина
На Украине произведено три прототипа Ан-148 на «АНТК»; в рамках мелкосерийного производства на киевском авиазаводе «Авиант» произведено не менее четырех бортов Ан-148, последний из них – для государственного северокорейского перевозчика Air Koryo в январе 2015 года.
Заказчики
Заключённые соглашения о поставках | |||||
---|---|---|---|---|---|
Покупатель | Тип | Заказано | Примечание | Поставлено | Салон* |
МАУ |
Ан-148-100В | 3 | лизинг | 3 | 8Б/60Эк |
Россия |
Ан-148-100В | 6 | лизинг | 6 | 8Б/60Эк |
Air Koryo |
Ан-148-100В | 2 | лизинг | 2 | 8Б/65Эк |
Ангара |
Ан-148-100Е | 5 | лизинг | 5 | 75Эк |
Полёт |
Ан-148-100Е | 2 | лизинг | 2 | 8Б/60Эк |
Министерство обороны Российской Федерации |
Ан-148-100Е | 15 | покупка | 14 | 75Эк |
ФСБ России |
Ан-148-100ЕА | 4 | покупка | 3 | 2VIP/8Б/25Эк |
СЛО «Россия» |
Ан-148-100ЕА | 6 | покупка | 6 | 2VIP/12Б/25Эк |
Министерство обороны Украины |
Ан-148-100ЕА | 2 | покупка | 2VIP/12Б/25Эк | |
Cubana |
Ан-148-100ЕА | 1 | лизинг | 2VIP/12Б/25Эк | |
МЧС России |
Ан-148-100ЕМ | 2 | покупка | 2 | 2VIP/8Б/6 мед. модулей |
Syrian Arab Airlines |
Ан-148 | 10 | Контракт одобрен правительством Сирии () | компоновка неизвестна | |
Итого | 58 | 41 |
*На момент поставки заказчику
Конструкция
Самолет Ан-148 построен по схеме свободнонесущего моноплана с высокорасположенным крылом. Под крылом расположено по одному турбореактивному двигателю Д-236-148, закрытому гондолой. Двухконтурный двигатель Д-436 собран по схеме, состоящей из трёх валов. В конструкцию двигателя входит 15-ступенчатый компрессор и 5-ступенчатая турбина. Во внешнем контуре расположено устройство реверса тяги.
Схема шасси включает в себя три опоры:
- носовую управляемую;
- основные стойки, установленные на боковой части фюзеляжа.
Герметичный фюзеляж имеет по длине круглое переменное сечение. Конструкция фюзеляжа полумонокок. Внутри расположены вертикальные переборки, разделяющие фюзеляж самолёта Ан-148 на несколько отсеков. Впереди расположена кабина экипажа, за ней идёт передний отсек для багажа, совмещённый с входным тамбуром и санузлом.
Далее находится салон для пассажиров, разделённый на два класса. В передней части установлены 8 мест для пассажиров 1 класса. Сидения расположены попарно в два ряда. Пассажирский салон общего класса имеет два ряда сидений – по два и три места в ряду. Всего имеется 11 или 12 рядов сидений, обеспечивающих 55 и 60 посадочных мест соответственно. Увеличение числа рядов достигается сокращением расстояния между ними.
В хвостовой части находится второй санузел, а также гардероб. В самом хвосте расположен второй багажный отсек. Ещё два отсека для багажа расположены под полом пассажирского салона – в районе первых и последних четырёх рядов сидений для пассажиров общего класса.
Также под полом расположены ниши передней и основных стоек шасси. За кормовым багажным отсеком расположено место установки газотурбинного двигателя АИ-450-МС, используемого для привода генераторной установки мощностью 40 кВт.
Доступ в фюзеляж возможен через переднюю входную дверь, оснащённую трапом и заднюю входную дверь. Дополнительно имеются две двери служебного назначения и два люка, ведущие в багажные отсеки под полом пассажирского салона.
Конструктивно крыло состоит из центроплана, части, к которой прикреплены консоли. Передняя кромка имеет отклоняемый носок. По задней кромке идут закрылки двухщелевой конструкции и элероны. Запас топлива расположен в крыле. Один топливный бак установлен в центроплане, два дополнительных – в консолях.
Хвостовое оперение состоит из вертикального стабилизатора, жёстко закреплённого на киле. Руль направления состоит из одной секции, не имеет аэродинамического компенсатора. Горизонтальные рули высоты построены по аналогичной схеме.
Гидравлическая система самолета Ан-148 применяется для управления положением стоек шасси, приводов тормозов на колесах, управления рулями. От бортовой гидравлики работает система выпуска штатного трапа, а также включается режим реверса главных двигателей. Давление в системах создается двумя насосным агрегатами, установленными на двигателях.
Электрическая сеть в полете питается от двух генераторов мощностью по 30 кВт, установленных на главных двигателях. Генераторы вырабатывают высокочастотный (400 Гц) ток с напряжением 115 и 200 В. На борту проложена дополнительная низковольтная цепь, работающая от постоянного тока с напряжением 27В.
В аварийных ситуациях источниками тока являются аккумуляторные батареи. Совместно с батареями работает преобразователь тока, позволяющий получить трехфазный ток с напряжением 115 и 200 В.
Экипаж самолета состоит из двух членов – командира и второго пилота. В каждом полете командир назначает пилотирующего и не пилотирующего членов экипажа. Для обслуживания пассажиров на борту Ан-148 находятся два бортпроводника, один из которых является старшим.
Как правильно выбрать место в самолете
Выбор места в салоне самолета целиком и полностью зависит от потребностей и физиологических особенностей конкретного пассажира.
Важные рекомендации:
- Высоким пассажирам рекомендуется выбирать кресла, перед которыми много пространства для ног. Некоторые перевозчики присваивают определенным билетам категорию extra space. Это означает, что пассажир получит дополнительные 25 сантиметров.
- При путешествиях с детьми выбираются места, которые находятся напротив стенок. Здесь можно крепить люльки.
- Если пассажира слишком укачивает, то ни в коем случае нельзя брать билеты в хвост лайнера. Здесь самолет всегда трясет больше всего.
- Если пассажир любит читать, и ему нужно много света, то лучше всего выбрать место у иллюминатора. Минусом таких мест является то, что всегда сложно выходить в туалет. Для этого приходится тревожить всех соседей в ряду.
- Если путешественник часто ходит в туалет, то следует выбрать место в проходе. Минус – мимо постоянно снуют бортпроводники с тележками и другие пассажиры.
- Если путешествуете вдвоем, и в ряду 3 места, то один билет купите к иллюминатору, а другой – к проходу. Если рейс не загружен, то вряд ли кто-то купит место посередине. Даже если это произойдет, всегда можно попросить соседа о том, чтобы поменяться местами.
- Ряды с 8 по 19 являются самыми шумными. Здесь всегда очень шумно от работающих двигателей.
При онлайн бронировании
В большинстве случаев отправить заявку на конкретное место при бронировании можно за 25 часов до отправки. При этом не все перевозчики гарантируют сохранение места при замене воздушного судна.
Нумерация мест в самолете представлена на каждом официальном сайте любого авиаперевозчика. Нужно лишь выбрать требуемую модель самолета. Нумерация также есть и в онлайн-кассах. Как правило, разные зоны здесь окрашены в разные цвета. На схемах прекрасно видно, какие места находятся рядом с проходом, а какие – рядом с окном. Если услуга выбора места является бесплатной, то процедура займет всего несколько секунд.
Когда выбрать место в самолете нельзя:
- Билет куплен по акции со скидкой. Как правило, предварительное бронирование в этом случае исключают.
- Пассажир летит с домашним животным. Некоторые перевозчики запрещают таким клиентам выбирать места.
- Пассажир летит с габаритной ручной кладью, для которой нужно отдельное место. Как правило, это большие музыкальные инструменты или же большие вазы, которые невозможно поместить в багаж. В этом случае место для пассажира и габаритного груза будет выбирать сам авиаперевозчик.
Услуга платного выбора
Некоторые авиакомпании предлагают услугу платного выбора места. Как правило, за это удовольствие приходится доплачивать от 5 до 40 евро. Быстрее всего разбирают места у иллюминаторов, а также в первых рядах.
Перелет на менее загруженных рейсах
Любой путешественник подтвердит, что летать на полупустых самолетах гораздо приятнее. После посадки можно выбрать любое пустое место.
Важные правила:
- самые загруженные дни – это пятница и воскресенье;
- при покупке билета на дневной рейс гораздо легче попасть на незагруженное судно;
- самые незагруженные дни – вторник и четверг.
Регистрация в числе последних пассажиров
Регистрация в числе последних пассажиров может подразумевать определенные преимущества.
Еще один важный момент: если рейс полупустой, то чем ближе к концу регистрации, тем дешевле билеты. Авиаперевозчики стремятся хоть как-то отбить затраты на рейс. Поэтому в последние минуты билеты выкидываются по бросовым ценам.
Преимущества самолета
Русский самолет Ан-148 является первым пассажирским самолетом, который разработан и построен строго в соответствии с требованиями Третьего раздела российского ФАР. Он представляет собой небольшой архитектурно-технологический объект, имеющий ряд преимуществ:
- Низкая стоимость обслуживания и эксплуатации;
- Низкое требование ко взлетно-посадочной полосе;
- Хорошая дальность полета;
- Экономить авиационное топливо;
- Высокая скорость полета;
- Наличие широкоформатного комфорта;
- Высокие технические характеристики.
Самолет Ан-148 обеспечивает пассажирам удобство и комфорт благодаря его компактности, простоте улучшений, разнообразию моделей и возможности прямых вылетов.
Начало работы над АН-148
Первые три прототипа автомобилей начали выпускать в 2002 году в Киеве. А в сентябре 2004 года был произведен первый. В декабре 2004 года самолет (с уже новым названием Ан-148) впервые поднялся в воздух. Второй летный экземпляр мог быть собран и отправлен на летные испытания к апрелю 2005 года.
На авиационных заводах в Харькове (Украина) и Воронеже в 2003 году началась подготовка к серийному производству. Первый самолет российской сборки был поднят в небо в июле 2009 года, а в декабре 2009 года Ан-148 выполнил свой первый коммерческий рейс из Санкт-Петербурга в Шереметьево (Москва).
Для Ан-148 компоновка салона разработана с учетом международных требований к самолетам этого класса.
Надежный или ненадежный?
Надежность самолета – понятие, лишь косвенно имеющее отношение к безопасности полета.
Самолет с невысокой надежностью отличается от более надежного объемом средств, которые будет в него вкладывать компания для поддержания летной годности. То есть это не столько технический, сколько экономический параметр.
Как утверждает ГК “Антонов”, Ан-148, которые летали в составе авиакомпании “Россия” с ноября 2009-го по апрель 2015 года, использовались очень эффективно – средний месячный налет составлял 300 летных часов, дневной – 12 часов. Среднее число рейсов составляло от шести до восьми.
Поначалу авиакомпания “Россия” заявляла, что у Ан-148 число неисправностей больше, чем у самолетов западного производства, рассказывает эксперт Роман Гусаров. Однако, по его данным, средний дневной налет в “России” составлял десять часов. Такого результата можно достичь только при высокой исправности – если бы самолет все время ломался, он бы не летал.
“Проблем, связанных с технической эксплуатацией, чтобы вот прямо плохая машина по ее технической надежности – этого у нас не было”, – признает Герасименко из “Саратовских авиалиний”.
Вместе с тем, по мнению авиационного эксперта Бориса Рыбака, самолет требовал к себе повышенного внимания – и, соответственно, он был более дорогим в обслуживании.
“Это был такой доилец средств из авиакомпании. То есть авиакомпания, которая его обслуживает, конечно, тратит огромные средства на его техническое обслуживание”, – считает он.
По мнению Рыбака, Ан-148 отстает от западных конкурентов на поколение.
“Газель” – не самый лучший в мире автомобиль, но он сыграл фантастически важную роль в развитии транспортной системы в России, изменил климат наших городов, – пояснил он. – Потому что все, что ездило до “Газели” – это были совсем плохие автомобили”.
Преимущества самолета
Самолет оснащен модернизированной авионикой. Благодаря этому конструкторскому решению, он может совершать полеты даже в сложных метеоусловиях. Также усовершенствована система навигации. Это дает возможность эксплуатировать воздушное судно на максимально загруженных авиатрассах.
Преимущества Ан-148:
- Безопасность. В самолете монтированы специальные оповещающие устройства о пожаре, столкновении, разгерметизации.
- Комфортабельность. Отделка салона и пассажирских кресел выполнена современными материалами. Расположение сидений позволяет хорошо отдохнуть в полете. Шум от работы двигателей не слышен в салоне.
- Экономичность. Пассажир выбирает место согласно своим финансовым возможностям.
- Практичность в обслуживании. Ремонт судна, а также его модернизация совершается согласно установленным летным стандартам.
Встроенный авиапилот значительно расширяет функциональность летательного аппарата. С его помощью совершается автоматический заход на посадку, а также следование по заданному маршруту.