Как снизить вредное воздействие радиации от полета?
- Отдавайте предпочтение перелетам на короткие дистанции (1-3 часа).
- Выбирайте рейсы и направления вблизи экватора и подальше от северного или южного полюса.
- Не летайте после тяжелой болезни и при ослабленном иммунитете. Иммунитет наша единственная защита от свободных радикалов, если он не работает — урон для здоровья может быть фатальным.
- Желательно отказаться от полетов на год-два после КТ (компьютерной томографии). Дело в том, что доза радиации, полученная во время КТ, равна 3-5 годовой дозе излучения из естественных источников.
- Старайтесь кушать много свежих фруктов, овощей, ягод, орехов и семян после длительных перелетов. Это поможет быстрее вывести радионуклиды.
- Если полет все же отменить нельзя, старайтесь пить много воды, желательно минеральной и без газа.
Если самолет попадает в грозу или солнечную вспышку
Несмотря на ошибочность большинства мнений об опасности радиации, в некоторых случаях угроза реальна даже при редких перелетах. При попадании лайнера в грозовое облако путешественники получают дозу, сравнимую с воздействием при томографическом снимке тела. Хотя опасности для жизни нет, учитывайте этот аспект при дальнейшем проведении медицинских процедур.
Угрозу представляют и вспышки на Солнце. Уровень радиации, которую испускает звезда, варьируется, причем пиковые значения достигаются раз в 11 лет. Также процессы проходят и по более длительным фазам, причем сейчас активность достигла максимальной. Фаза, начавшаяся в 1920 г., сопровождается сильными коронарными выбросами веществ. Лучи надвысоких энергий быстро достигают Земли, и находиться в этот момент в воздухе — не лучшая идея.
Локвуд говорит, что силу действия предсказать невозможно, но неоднократное влияние повышенной радиации приведет к развитию болезней. Хотя ученые не исследовали явление до конца, они располагают фактами: в 2003 г. из-за вспышек пассажиры на рейсах, пролегавших севернее линии, соединяющей Чикаго с Пекином, получили ощутимые дозы. Обычно маршруты, не проходящие через полюса, безопасны, но из-за солнечной активности пострадали все, кто находился в воздухе.
Популярные мифы
Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.
Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.
Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.
Эксперимент
Урановые бусины в ультрафиолетовом освещении
Продемонстрируем работу дозиметра с помощью простого эксперимента, на примере работы дозиметра Terra-P, который оснащен счетчиком Гейгера.
Этап 1. Измерение фонового уровня радиации
Цель эксперимента:
Проверить, возможно ли зарегистрировать радиацию, излучаемую бусинами из уранового стекла.
Этап 2a. Измерение радиации бусин с помощью дозиметра с закрытой крышкой с фильтром
Ход эксперимента:
Говоря о радиации мы чаще всего вспоминаем Чернобыль и Фукусиму, или о радиотерапии, или о ядерной энергетике, но мало кто подумает о поделочных материалах, а именно о бусах. А зря, особенно если вы коллекционируете урановое стекло, и у вас есть урановые бусы. В них содержатся радиоактивные изотопы урана, которые придают бусам характерное желто-зеленое свечение в ультрафиолетовом излучении. Такие бусы можно найти в антикварных магазинах и в интернете, например на eBay. Посмотрим, излучают ли они достаточно радиации, чтобы она была зарегистрирована счетчиком Гейгера.
Этап 1. Измерение фоновой радиации:
Радиация окружает нас все время вследствие фоновой космической радиации, а также радиоактивного излучения веществ и материалов, встречающихся в природе, таких как радиоактивный калий в бананах или радиоактивный радон в воздухе, которым мы дышим. Мы хотим измерить радиацию самих бусин, а не окружающей среды, поэтому необходимо дифференцировать между радиацией в окружающей среде и той, которая непосредственно излучается бусинами. Для этого измерим вначале радиацию в окружающей среде. Включим дозиметр и оставим его включенным до тех пор, пока цифры на индикаторе не перестанут мигать. В нашем офисе TranslatorsCafe.com дозиметр показал 0,08 мкЗв/ч. Это безопасный уровень радиации.
Этап 2b. Измерение радиации бусин при помощи дозиметра со снятой крышкой фильтра счетчика Гейгера
Этап 2. Измерение радиации бусин из уранового стекла:
Теперь откроем коробочку с бусами из уранового стекла и будем держать дозиметр сверху над коробочкой. Показания почти не изменились с 0,08 мкЗв/ч. Почему? Проверим инструкцию к дозиметру Terra-P. Согласно инструкции, сейчас наш дозиметр, оказывается, измеряет гамма-лучи, но, как нам известно, радиоактивный уран гамма-лучи не излучает. Уран излучает бета-частицы (это либо электроны, либо позитроны). Для их измерения снимем фильтрующую крышку на трубке Гейгера-Мюллера, и будем держать дозиметр над бусинами. Теперь значение на экране изменилось. Видно, что показания колеблются между 0,45 и 0,59 мкЗв/ч, причем дозиметр начинает пищать, как только показания достигнут 0,30 мкЗв/ч. Это сделано для того, чтобы предупредить пользователей об уровне радиации, если она превысит уровень, который считается безопасным для человека.
Заключение:
Мы только что увидели, что счетчик Гейгера, встроенный в дозиметр Terra-P регистрирует радиоактивное излучение уранового стекла.
Автор статьи: Kateryna Yuri
Unit Converter articles were edited and illustrated by Анатолий Золотков
Полет на самолете
Из-за низкого уровня кислорода вы чувствуете сонливость или головную боль
Миллионы людей ежедневно путешествуют с помощью самолета, это общеизвестный факт. Скорее всего, если вы планируете в скором времени стать одним из них, вы не ждете с нетерпением того чувства усталости, которое после себя часто оставляет полет.
Кроме толп людей в аэропорту, постоянного шума и стресса, на ваш организм значительно влияет огромная высота, на которую поднимаются пассажирские самолеты.
Парциальное давление кислорода на высоте падает, что создает легкую форму гипоксии, проще говоря, уровень кислорода в организме снижается, и некоторые восприимчивые люди могут почувствовать недомогание. Исследования доказывают, что уровень кислорода падает обычно на несколько процентов, что может быть опасно для людей с проблемами с легкими и сердцем.
Застой крови от долгого пребывания в сидячем положении
Если вы долгое время проводите в кресле в сидячем положении, застой крови может привести не только к отекам, но и к более тяжелым последствиям, особенно если у вас проблемы с сосудами. Когда вы долгое время не двигаетесь на такой высоте, риск тромбоза значительно возрастает.
несколько простых упражнений для ног.
Для того, чтобы заставить кровь циркулировать быстрее и избежать отеков, вы можете массировать икры, выполнять ступнями круговые движения, сгибать и разгибать ноги в коленях, приподниматься в сидении и присаживаться на место. Эти несложные упражнения позволят вам увеличить комфорт вашего полета.
В самолёте может произойти обезвоживание
На такой высоте воздух сильно разряжен, и в кабину попадает снаружи после определенной обработки. Из-за этого воздух недостаточно влажный, и эта сухость может оставить след в организме человека. В совокупности с низким давлением в кабине, сухой воздух и обезвоживание могут привести к чувству усталости и разбитости. Иногда некоторые заболевания и препараты могут даже усилить это неприятное ощущение.
На случай, если вы не уверены в том, что сможете купить достаточно воды в самолете, вы можете купить ее в кафе или магазине после того, как пройдете досмотр, паспортный контроль и все необходимые процедуры, непосредственно перед посадкой.
Даже если вдруг во время полета вам сильно захотелось пить, а у вас с собой нет воды, лучше всего дождаться бортпроводников, и ни в коем случае не следует пить воду из крана на борту самолета, она не предназначена для этого. Если же в полете вы чувствуете непривычную сухость в носу или глазах, для вашего комфорта лучше иметь при себе увлажняющие глазные капли и назальный спрей.
Общие сведения
В этой статье поговорим о счетчиках Гейгера и о дозиметрах. Их используют для измерения радиации.
Радиация окружает нас повсюду. В маленьких дозах она безвредна, но в больших дозах может быть смертельна. Радиация – это физическое явление, состоящее из выделения или передачи энергии в виде движущихся с высокой скоростью частиц или волн, энергия которых достаточна для ионизации атомов и молекул. Ионизация – это процесс, во время которого атомы или молекулы либо теряют, либо захватывают электроны, в результате чего их нейтральный заряд становится положительным или отрицательным.
Радиация может повредить молекулы ДНК
Ионизирующее излучение полезно — ведь энергию этих частиц можно преобразовать в электрическую, и использовать для наших нужд
Но необходима осторожность при работе с радиацией, так как она может повредить ткани животных, растений, и человека. Такие повреждения — это результат разрушения химических связей между атомами, находящимися в молекулах клеток, которые составляют эту ткань
Это может, в свою очередь, изменить молекулярный состав вещества или материала, из которого состоит клетка. Такие изменения могут вызвать невозвратимые процессы и мутацию в клетках, и могут эту клетку разрушить. При этом возможно разрушение таких жизненно важных молекул, как ДНК.
Человек не может ощущать радиацию — её невозможно почувствовать, увидеть, понюхать, или попробовать на вкус. Так как мы широко используем её в различных отраслях, например в медицине, энергетике, и даже в пищевой промышленности, необходим надежный способ для измерения радиации, чтобы обеспечить безопасность людей, подверженных облучению на рабочем месте.
Радиацию измеряют несколькими способами, например как общее количество ионизированных частиц на единицу площади, или как экспозиционную дозу, или как влияние радиации на различные органы и части тела. Последние изменения важны потому, что радиация влияет на разные внутренние органы и ткани по-разному, то есть на некоторые сильнее, а на некоторые — меньше.
В этой статье мы рассмотрим, из чего состоит дозиметр, и подробно поговорим о том, как они устроены. Чтобы лучше понять, как работают дозиметры, мы также проведём простой эксперимент с бусинами из уранового стекла.
Рекомендации
Защититься каким-либо образом от воздействия радиации как на земле, так и в самолете, практически невозможно. Разве что исключить подобные полеты вовсе. Но есть ряд советов, придерживаясь которых вы можете существенно снизить риски облучения в пути:
- Выбирайте те маршруты, которые будут пролегать подальше от Южного или Северного полюсов планеты.
- Просматривайте метеорологическую сводку, чтобы избегать для полета тех дней, когда на солнце отмечается чрезмерная активность.
- Также старайтесь пользоваться данным видом транспорта лишь в хорошую погоду, чтобы не попадать в грозовое облако, в котором уровень радиации существенно возрастает.
- При необходимости часто пользоваться перелетами, старайтесь хотя бы часть пути проделывать другим способом, чтобы снизить количество времени, проведенного высоко в воздушном пространстве.
Помните, если вы летаете на самолетах раз в год или даже реже, желая попасть в отдаленную страну во время отпуска, то вам не грозит превышение радиационного уровня от обычного. Опасность больше касается тех, кто работает в таких условиях постоянно.
Общие советы: как обезопасить себя при постоянных перелетах
Снизить риски практически не в ваших силах, но многие авиакомпании мониторят прогнозы солнечной активности и вносят поправки в высоту полетов. Когда самолет опускается ниже, повышенная концентрация молекул азота и кислорода служит естественной защитой. Правда, искать «безопасные» места на лайнере не следует: воздействие излучения распределяется равномерно.
Вы можете и обратить внимание на модель воздушного судна: производители используют в строительстве углеродное волокно. Оно эффективнее отражает излучение, чем металлы, к тому же меньше весит
В ваших силах также мониторить прогнозы солнечной активности и планировать путешествия, следя за маршрутом. Чем удаленнее он от полюсов планеты, тем лучше.
Вредно ли летать на самолете: последствия облучения
Радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. На борту встроены специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения этих показателей.
Важно! Согласно инструкции пилота воздушного судна при повышении уровня радиации, ему необходимо снизить высоту полета. Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена
Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов
Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена. Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов.
Исключение составляют работники воздушного судна: бортпроводники, пилоты, технический персонал. Они практически постоянно находятся под воздействием негативного излучения. Поэтому им приходиться проходить медкомиссию каждый раз, приходя на работу.
Врачи не рекомендуют летать с детьми. Их организм еще не может бороться с радиацией. Беременным также лучше воздержатся от полетов. Изменение радиационного фона негативно сказывается на здоровье мамы и ее будущего малыша.
Последствия облучения:
- физический износ организма за короткое время;
- развитие онкологических заболеваний;
- нарушение работы сердечнососудистой системы.
С такими заболеваниями в реальной жизни может столкнуться каждый. Но риск их развития велик у тех людей, которые постоянно находятся под воздействием радиации.
Как обезопасить себя во время полета?
Прежде всего, стоит знать, что доза облучения, полученная человеком во время единоразового перелета, сопоставима с уровнем радиации, которая воздействует на людей во время нахождения в рентген-кабинете. Обычно такие процедуры не рекомендуют проходить чаще, чем раз в полгода. Поэтому первая рекомендация – постараться снизить количество раз, когда человек использует самолет в качестве транспортного средства. Еще один вывод из этого факта – наибольшей опасности подвергаются пилоты и другие члены экипажа, так как они вынуждены летать постоянно.
Основным источником радиации в этом случае является солнце. И это подтвердили многочисленные исследования. Рекомендуется всегда выбирать затемненную сторону во время перелета. Естественно, желательно узнать и о погодных условиях, чтобы постараться не попасть в грозу во время путешествия.
Учитывая тот факт, что неокрепшие организмы хуже переносят радиоактивность, рекомендуется реже брать в полеты маленьких детей и не летать в состоянии беременности.
Ну а удостовериться в полученной информации всегда можно благодаря современным, очень компактным и удобным дозиметром RADEX ONE, который выпускает наша компания.
Счетчик Гейгера–Мюллера
Именно в счетчике Гейгера–Мюллера регистрируется действие радиации на сам дозиметр. Можно сказать, что эта счетчик — датчик радиации внутри дозиметра. Он регистрирует альфа, бета, гамма и рентгеновское излучение.
Механизм работы таков: ионизирующие излучение (гамма лучи, альфа, или бета частицы) попадает в счетчик Гейгера-Мюллера, представляющий собой трубку с электродами. Некоторые молекулы газа в трубке ионизируются, и газ в трубке становится проводником, по которому течет ток. Этот ток регистрируется электронной схемой и поступает на счетное устройство и индикатор. Если ионизированных частиц в трубке нет, то ток по ней не течет.
Плата дозиметра Terra-P; 1— дисплей; 2 — процессор; 3 — счетчик Гейгера-Мюллера
Для того, чтобы через трубку счетчика Гейгера проходил ток, необходимо следующее:
Лавинная ионизация
- Внутри счетчика должны быть два элемента, проводящих электричество. Они называются электродами, и обычно сделаны из метала.
- Между электродами должна быть разность потенциалов.
- Пространство между электродами должно быть заполнено проводящим веществом.
Для удовлетворения первых двух условий внутри трубки Гейгера-Мюллера установлено два электрода. Разность потенциалов между ними — несколько сотен вольт. Пространство между электродами заполнено инертным газом, который сам по себе не проводит электричество. Благодаря такой конструкции, если в трубке нет радиоактивных частиц, то она не проводит электрический ток.
При взаимодействии радиоактивных частиц или гамма-лучей с инертным газом, они ионизируют молекулы газа, и таким образом, создаются все условия для того, чтобы трубка счетчика Гейгера-Мюллера проводила ток. Когда радиоактивные частицы ионизируют газ внутри трубки, она начинает проводить ток, который и регистрируется схемой дозиметра. Но как же эти частицы регистрируются сенсором, ведь их так мало внутри трубки? Всё происходит благодаря лавинному пробою.
Лавинный пробой — интересное явление, протекающее внутри трубки счетчика Гейгера-Мюллера. Его можно сравнить с цепной реакцией или эффектом домино. Электроны внутри трубки создают сильное магнитное поле, которое заставляет электроны (которые, как мы знаем, заряжены отрицательно) двигаться навстречу положительно заряженному аноду. В то же время положительно заряженные частицы, ионы, начинают двигаться к отрицательно заряженному катоду. По мере того, как частицы ионизируются, они накапливают кинетическую энергию и начинают двигаться внутри электрического поля с очень большой скоростью. При этом они сталкиваются с другими частицами и ионизируют их, сообщая им энергию, чтобы и эти новые частицы также могли двигаться на большой скорости. Так возникает цепная реакция. Таким образом, ионизация всего одной или нескольких частиц вызывает ионизацию большого числа частиц. Чем выше уровень радиации — тем более интенсивен этот эффект. Но даже при очень низком уровне радиации, она все равно регистрируется датчиком, так как электрический ток, который течет через трубку, можно обнаружить и зарегистрировать.
Давление внутри трубки влияет на уровень ионизации в описанном выше процессе, так как для того, чтобы набрать энергию и ионизировать другие частицы при столкновении, ионам необходимо пройти определенное расстояние. Если давление слишком высоко, то молекулы находятся очень близко друг к другу, и в результате проходят до столкновения очень маленькое расстояние и не передают достаточно энергии частицам, с которыми сталкиваются.
Радиация в самолёте
Чем необъяснимее явление, тем больше оно порождает загадок, домыслов, мифов. Такова человеческая природа – если он не может что-то полностью объяснить, то начинает додумывать, очень часто выдавая свои размышления за реальные факты. В полной мере это правило срабатывает с таким явлением, как радиация.
Большинство людей знают о ней только то, что она очень опасна, и от нее можно заболеть или умереть. Дальше объем знаний некоторых из них не позволяет думать логически и обоснованно, что и приводит к появлению различных легенд и мифов о радиации.
Одним из распространенных сегодня мифов считается легенда о полетах на самолетах. Согласно мнению многих людей, летать очень опасно, так как человек, во время этого процесса, получает очень большую дозу радиации.
Примечательно то, что в этом мифе есть довольно-таки большая доля правды – человек действительно облучается больше, нежели в своей повседневной жизни, непосредственно на поверхности Земли.
Одним из распространенных сегодня мифов считается легенда о полетах на самолетах. Согласно мнению многих людей, летать очень опасно, так как человек, во время этого процесса, получает очень большую дозу радиации.
ОБ ОПАСНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ
Проделайте простой эксперимент и позвоните знакомому рентгенологу, а если такового нет, то знакомому рентгенологу знакомого врача (такой обязательно найдется). Спросите его, насколько опасно КТ с в/в усилением и какова его доза. Он сразу начнет успокаивать вас словами про безопасность этой процедуры. Очень немногие из продвинутых рентгенологов начнут вам рассказать сказку про самолет, кооторую я вам уже рассказал. Про конкретные цифры речь идти не будет. В то же время сейчас, по истечению нескольких десятилетий использования компьютерной томографии, начали появляться сведения и об увеличении заболеваемости раком и лейкемией среди прошедших КТ.
Как снизить вредное воздействие радиации от полета?
- Отдавайте предпочтение перелетам на короткие дистанции (1-3 часа).
- Выбирайте рейсы и направления вблизи экватора и подальше от северного или южного полюса.
- Не летайте после тяжелой болезни и при ослабленном иммунитете. Иммунитет наша единственная защита от свободных радикалов, если он не работает — урон для здоровья может быть фатальным.
- Желательно отказаться от полетов на год-два после КТ (компьютерной томографии). Дело в том, что доза радиации, полученная во время КТ, равна 3-5 годовой дозе излучения из естественных источников.
- Старайтесь кушать много свежих фруктов, овощей, ягод, орехов и семян после длительных перелетов. Это поможет быстрее вывести радионуклиды.
- Если полет все же отменить нельзя, старайтесь пить много воды, желательно минеральной и без газа.
Уровень радиации в полете
Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.
Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.
Причины радиации:
- космическое излучение;
- воздействие солнечных лучей;
- попадание воздушного судна в грозовое облако.
Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.
При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.
Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.
В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.
Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.
Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.
Измерение космической радиации в полете
Для определения возможных последствий радиоактивного облучения измеряется его эффективная доза в зивертах. Эта единица измерения не физической величины, а возможного вреда, нанесенного организму ионизирующим излучением. Зиверт — единица измерения в системе СИ. Имеется также внесистемная единица, используемая в ядерной физике и медицине — биологический эквивалент рентгена (бэр); 1 зиверт = 100 бэр. Для измерения дозы ионизирующего излучения используются приборы, называемые дозиметрами. Современные персональные дозиметры представляют собой небольшие устройства, носимые в тех случаях, когда организм подвергается воздействию ионизирующего излучения на производстве. Они показывают текущую мощность дозы и накапливаемую дозу излучения, а также выдают сигнал в случае превышения порогового уровня для этих величин. Принцип работы дозиметра описан ниже.