Пенсия в Польше – минимальная и средняя
Польские пенсионеры в основном довольны своей жизнью. На пенсию, которую они получают, можно прожить безбедную и достойную старость.
В Польше очень дешевые продукты и одежда. А это огромный бонус для жителей страны. Кто не знает, что основные ежемесячные траты – это покупка продуктов питания и иногда одежды. Пенсионеры в Польше пользуются льготами на проезд в железнодорожном и городском транспорте. Государство оказывает помощь в оплате коммунальных услуг. Пенсионерам в Польше за счет государства открывается шенгенская виза, и они могут посетить любую страну шенгенской зоны.
Стаж для украинцев
Для иностранцев, планирующих проживание на пенсии в Польше, это очень важный пункт, потому что речь пойдет о взаимозачете стажа, полученного в разных странах. Регулируется это на основании межгосударственных договоров.
Для граждан Украины это вопрос достаточно урегулирован. В 2014 году вступил в силу межгосударственный «Договор о социальном обеспечении». Согласно его положениям, для получения необходимого стажа, сроки работ (страховых отчислений) человека в обеих странах могут суммироваться.
Например, человек, который отработал 20 лет на официальном украинском предприятии и еще 5 лет официально работал в Польше, получит суммарный стаж в 25 лет. К сожалению, и здесь есть подводные камни! Для получения минимальной пенсии (минимально необходимый стаж) стаж в обеих странах могут быть суммированы полностью, а вот чтобы заработать больше помощи – не всегда. Опять же, это решение принимается на местном уровне.
Итак, резюмируем. Для получения минимальной пенсии по возрасту в 1000 брутто / 853 нетто злотых необходимо:
Пенсии по возрасту
Право получать пенсию по возрасту имеет тот, кто делал ежемесячные отчисления в ZUS (składka emerytalna) и достиг пенсионного возраста. С 1 октября 2017г. пенсионный возраст в Польше был снижен и на сегодняшний день составляет 60 лет – для женщин и 65 лет – для мужчин.
- старая пенсионная система (распределительная) – распространяется на лиц, рожденных до 1 января 1949 г.,
- новая пенсионная система (распределительно – накопительная) – распространяется на лиц, рожденных после 31 декабря 1948 г.
Лица, рожденные после 31 декабря 1948 г., но до 1 января 1969 г., могли либо остаться в прежней пенсионной системе, либо перейти в новую.
Пенсионный взнос ежемесячно отчисляется с заработка каждого работника (в том числе и иностранца), трудоустроенного на основании трудового договора (umowa o pracę) или договора-поручения (umowa zlecenie), а также каждого физического лица, ведущего индивидуальную предпринимательскую деятельность. Те, кто работает на основании договора подряда (umowa o dzieło), не платят пенсионный взнос, следовательно, не могут зачислить этот период работы в свой трудовой стаж.
Взносы на пенсионное страхование (19,52% от заработной платы) финансируются работником и работодателем в равных частях по 9,76%. Перечисленные средства на пенсионное страхование делятся следующим образом:
- 12,22 % уходит в государственную систему социального страхования (данный уровень называется распределительным),
- 7,3 % средств идут или же полностью на субсчет в ZUS, или же 4,38 % идет на субсчет в ZUS, а 2,92 % в выбранный застрахованным открытый пенсионный фонд (OFE).
OFE (открытый пенсионный фонд) является частным финансовым учреждением, основной задачей которого является сбор и приумножение денег своих членов с целью обеспечения пенсионных выплат по достижении пенсионного возраста плательщиком взносов. Открытый пенсионный фонд осуществляет инвестирование денег своих членов в различные финансовые институции для получения максимально возможной прибыли.
До 31 августа каждого года ZUS присылает застрахованному информацию о балансе на пенсионном счете в ZUS и предполагаемом размере пенсии. Застрахованному, которому до достижения пенсионного возраста остается не более 5 лет, дополнительно передается информация о размере гипотетической пенсии, которую он получил бы, если бы ушел на пенсию через 1 год, 2, 3, 4 года или 5 лет.
Расчет размера пенсии по старой пенсионной системе достаточно сложный, зависит от множества факторов и не актуален для иностранных граждан, имеющих право на польскую пенсию, поэтому рассмотрим, как определяется размер пенсии по новой пенсионной системе.
Расчет размера пенсии по старой пенсионной системе достаточно сложный, зависит от множества факторов и не актуален для иностранных граждан, имеющих право на польскую пенсию, поэтому рассмотрим, как определяется размер пенсии по новой пенсионной системе.
Условия получения для иностранцев
Далее рассмотрим когда граждане Украины, Беларуси и других стран СНГ смогут получить пособие.
Пенсионный возраст для женщин и мужчин
Уже давно правительство РП пытается установить общий для всех возраст выхода на пенсию по возрасту в 67 лет. Однако пока провести этот законопроект не удается, и действуют прежние нормы:
- Для женщин – 60 лет.
- Для мужчин – 65 лет.
Для всех лиц, рожденных после 31.12.1948 года, именно эти показатели являются основанием для выхода на пенсию (а также наличие хотя бы одного дня страхования в ZUS). Трудовой стаж, актуальный для рожденных до 1949 года, в данном случае не учитывается.
Необходимый минимальный стаж
Трудовой стаж, как уже сообщалось, влияет на пенсию только для лиц, рожденных до 1949 года. Более того, для них он является определяющим фактором, без которого полноценная пенсия назначена быть не может.
Для получения минимальной пенсии необходим 20-летний стаж у женщин и 25-летний у мужчин. Все, что сверх этого будет влиять на уровень выплат в сторону их увеличения.
Возможен ли выход на пенсию без трудового стажа?
При отсутствии необходимого стажа, такому лицу может быть назначена пенсия ниже минимальной, пропорциональная имеющемуся периоду официального трудоустройства.
Стаж для украинцев, белорусов и россиян
Для иностранцев, планирующих проживание на пенсии в Польше, это очень важный пункт, т.к. речь пойдет о взаимозачете стажа, полученного в разных странах. Регулируется это на основании межгосударственных договоров.
Для россиян ситуация наиболее неопределенная. Единственная ссылка на данную тему присутствует только в «Договоре между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве» 1992 года, где всего лишь прописано в статье 15, что стороны будут стремиться к тесному сотрудничеству в этой сфере. О результатах подобного стремления пока ничего не известно.
Из-за небольшого количества граждан России, желающих перебраться в Польшу, сомнительно, что данный вопрос будет решен оперативно.
Похожая ситуация и с гражданами Беларуси. Однако известно, что межправительственные комиссии постоянно и активно контактируют с польской стороной для заключения соответствующего договора. К сожалению, о результатах на данный момент нет информации.
Это не значит, что стаж, полученный на территории РФ и РБ не будет учтен в Польше. Это означает, что решение будет приниматься на месте, польскими органами власти.
Для граждан Украины данный вопрос более урегулирован. В 2014 году вступил в силу межгосударственный Договор о социальном обеспечении. В соответствии с его положениями, для получения необходимого стажа, сроки работ (страховых отчислений), человека в обеих странах, могут суммироваться.
К примеру, мужчина, отработавший 20 лет на официальном украинском предприятии и еще 5 лет официально трудясь в Польше, получит суммарный стаж в 25 лет.
Как устроена пенсионная система в Польше
До реформы 1999 года пенсионная система Польши базировалась на фондах социального страхования и на тех взносах, которые были внесены в них будущими пенсионерами в период трудовой деятельности. Размеры взносов составляют 12,2 % от заработной платы. Эти средства равномерно распределялись между пенсионерами.
Реформа обеспечила создание открытых пенсионных фондов, куда направляются отчисления работающего населения. Эта часть пенсии получила название накопительной. Взносы в открытые пенсионные фонды достигают 7,3 % от зарплаты. Специальные коммерческие структуры занимаются увеличением вложенных средств, но выбор банка или фонда остается за каждым человеком.
В дополнение к пенсионному фонду реформой 1999 года предусмотрена индивидуальная часть пенсии, которая добровольна для населения. Эта часть формируется из средств, размещенных на личных счетах гражданина. При этом он самостоятельно несет ответственность за их количество и приумножение.
В связи с пенсионной реформой, принцип расчета размера пенсии для граждан, которые родились до 1 января 1949 года (считается, что эта часть населения вышла на пенсию в период изменения пенсионной системы) и после, стал различным.
- Первой категории пенсионеров размер выплаты рассчитывается исходя из размеров распределительной части пенсии, сформированной из социальных взносов, оплачиваемых до 1999 года.
- Пенсионеры, родившиеся в период с 1 января 1949 года до 1 января 1969 года, имеют право выбрать, по какой схеме будет производиться расчет выплаты – распределительной или накопительной.
- Лица, родившиеся после 1 января 1969 года, будут получать пенсии по схеме, внедренной с новой пенсионной реформой – накопительная + индивидуальная части пенсии.
Таким образом, размер пенсии в Польше меняется в зависимости от того, по какой схеме будет производиться расчет пособия.
Нулевые трудовые контракты
— гибкая форма занятости, суть которой заключается в найме работников специализированной организацией с целью предоставления их труда в аренду третьим лицам, непосредственно использующим труд этих работников для производства продукции (работ, услуг).
• аутсорсинг (outsourcing) — передача организацией ряда непрофильных бизнес-процессов, производственных функций на обслуживание другой компании на основании договора длительностью не менее одного года (бухгалтерские, кадровые компьютерные, транспортные услуги, услуги переводчика и др.);
• аутстаффинг (outstaffing) — вывод персонала за штат организации и оформление его в другой компании (HAT), причем работники остаются работать на прежнем месте работы, но работодателем фактически считается HAT, которое и берет на себя функции по выплате заработной платы, уплате налогов, исполнению трудового законодательства;
• подбор временного персонала (temporary staffing) — предоставление персонала на короткий срок (от одного дня до 2-3 месяцев) — обслуживание выставки, конференции, промоакции, на время болезни или отпуска основных сотрудников;
• лизинг персонала (staff leasing) — трудовые отношения, при которых HAT нанимает работника в штат, а потом направляет его на предприятие (в организацию) для выполнения каких-либо работ на срок от трех месяцев до нескольких лет, а также если услуги специалистов требуются регулярно с определенной периодичностью.
Пособие по безработице
Одна моя знакомая работала в техподдержке на российский рынок. В феврале 2022 года ее компания перестала работать для российских пользователей, и знакомая потеряла работу. С ходу ничего найти не получилось, поэтому она пошла в службу занятости.
Ей предложили стажировку в фирме, занимающейся поиском инвестиций для некоммерческих организаций. А также назначили пособие по безработице — 1545 PLN ( 20 502 Р) в месяц. Стажировка длилась три месяца, потом знакомая подписала с работодателем трудовой договор. Государство выплатило ей дополнительные 600 PLN ( 7962 Р) за то, что она нашла работу раньше чем за полгода.
Индексация пенсий с 1 января 2023: размер повышения МРОТ, новости для пенсионеров
Новый год жители России встретят с приятными сюрпризами от государства. Законодательные новшества затронут всех россиян, поскольку с 1 января 2023 года повысят минимальный размер оплаты труда. Это, в свою очередь, приведет в будущем году к увеличению размера выплат и пособий.
Также с 1 января произойдет индексация пенсий и появится новое универсальное пособие. Итак, рассмотрим эти 3 важных социальных новшества. Об этом сообщает Sakha Life.
С 1 января следующего МРОТ повысится до 16 242 рублей. По сравнению с 2022 годом минимальный размер оплаты труда вырастет на 6,3%. Средний размер прожиточного минимума на 2023 год составит 14 375 рублей. Для трудоспособного населения – 15 669 рублей, для пенсионеров – 12 363 рубля, для детей – 13 944 рубля. По сравнению с 1 июня 2022 года повышение прожиточного минимума составит около 3,3%. Таким образом, величина МРОТ будет выше прожиточного минимума на 4%.
С 1 января 2023 года страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 4,8%. В денежном эквиваленте пенсии, в среднем, подрастут на тысячу рублей. По сравнению с январем 2022 года пенсионные выплаты вырастут на 15,3% с учетом прошедшей этим летом внеплановой индексации. Средний размер пенсии по старости неработающего российского пенсионера составит 21 782 рубля.
ZUS (Zaklad Ubiezpieczen Spolecznych) — это управление социального страхования. Управление социального страхования является государственной организацией которая занимается сбором взносов на социальное и медицинское страхование граждан, а также выдачей пособий (таких как пенсии, пенсии по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности или по беременности и родам) в размере и на условиях, установленных в общепринятых положениях.
Социальное страхование – это один из компонентов трудового права, которое позволяет получать гарантированные государством выплаты, если в силу разных обстоятельств, человек потерял возможность работать.
Сайт ZUS – www.zus.pl
Услугами ZUS (Управление социального страхования) могут воспользоваться как поляки, так и иностранцы легально проживающие на территории Польши. Иностранцы, которые работают в Польше, обязательно должны быть застрахованы и платить взносы в соответствующий фонд. На основании трудового договора все лица должны охватываться системой социального страхования. Однако в Польше она достаточно сложная.
Особенности пенсионной системы Польши
Сбором сумм на социальное, медицинское страхование, а также распределением пенсий в Польше ведает ZUS – управление социального страхования. Именно социальное страхование гарантирует право граждан на обретение всевозможных компенсаций, связанных с потерей работы. Сюда же входят выплаты на различные виды пособий.
Как формируются пенсионные накопления в Польше?
Все удержания на пенсионное страхование достигают 19,52% от доходов (брутто). Одну часть выплат сплачивает работодатель, другую само застрахованное лицо.
В 2014 году с июля месяца по выбору застраховавшегося лица, 2,92% перечисляется в открытый пенсионный фонд (по выбору), или на счет ZUS.
Если работник не выбрал никакого открытого пенсионного фонда, то 19,52% от дохода накапливается на его персональном счету в Фонде социального страхования.
Возраст выхода на пенсию и стаж
В 2017 году с октября месяца правительством Польши был снижен возраст обращения за пенсионным пособием. Для женского населения это составило – 60 лет, для мужского – 65 лет.
Основной составляющей в расчете получаемой компенсации является выработанный стаж. Для пенсий, которые назначены до 2000 года стаж — единственный компонент, который влияет размер выплат. Имея 20 лет стажа (женщины) и 25 лет (мужчины) можно претендовать на самые малые выплаты. При большем количестве лет, происходит увеличение выплат.
Если необходимого стажа нет, а года для пенсионных выплат подошли, то можно претендовать на выплаты ниже установленного минимума.
Размеры страховых пенсий в Польше в 2022 году
Компенсации частичных начислений соответствуют 50% от расчетных, и выплачиваются их Фонда социального страхования. Только достигнув установленных пенсионных лет, выплата увеличивается до 100%.
Минимальная и максимальная пенсия в Польше в 2022 году
С начала 2019 года правительством Польши было принято решение о повышении минимальных выплат для людей пенсионных лет. Они составили 1 100 злотых. Величина частичной выплаты достигнет 825 злотых (214 долларов). Количество людей с такими выплатами составляет 5% от общего числа пенсионеров.
Изменения произошли и в выплатах фермерам, служащим и педагогам.
В течении года планируется повышение выплат на 3,26%, что составляет 70 злотых. Новые выплаты получат до 6,2 млн. человек. Особенно это необходимо тем, чьи доходы не достигают 2147,30 злотых.
В среднем пособие по старости достигает 40% от средних доходов трудоспособного населения и составляет 3 тыс. злотых (779 долларов). Хотя эти выплати достаточно высоки, по сравнению с соседними странами, их недостаточно для нормального существования. Ведь большая часть средств уходит на оплату коммунальных услуг.
Выплаты инвалидам и военным
Бывшие военные попадают в категорию людей с самыми высокими выплатами. Льготами пользуются как офицеры, так и рядовые, у которых общее количество лет на военной службе составляет не менее 15 лет. Это касается 55 летней возрастной категории для мужчин и 50 летней — для женщин. Размер подобных выплат достигает 75% от средних доходов военного.
Не обделены выплатами и инвалиды. При полной инвалидности выплачивается до 900 злотых помощи, при частичной – 750 злотых.
Правила расчета пенсии
Величина будущих выплат пропорциональна взносам, которые отчислялись з заработной платы. Формула пенсии состоит – взносы/количество месяцев предполагаемой пенсионной компенсации.
Если пенсионер получал пособие три года, то после его смерти родственники могут претендовать на разовую выплату – гарантированную.
Пенсионная система в Польше
Польская пенсионная система до 2020 г. включала три составляющие: 2 категории обязательных пенсионных взносов и одну добровольных. С 2020 г. категории осталось две:
- Общественная обязательная система страхования (отчисления переводятся в консолидированные фонды). Отсюда выплачивается и социальная пенсия в Польше.
- Частное добровольное пенсионное страхование, в том числе корпоративное (здесь взносы хранятся на индивидуальных счетах).
Кроме того, в Польше сохранились пережитки прежней эпохи с отраслевым пенсионным обеспечением: для ряда профессий (шахтеры, работники с/х, силовики, педагоги, судьи и пр.) предусмотрены пенсии по выслуге лет с собственным порядком отчислений, расчета пенсионного возраста и размера будущих пенсий. Сюда же относятся и военные пенсии.
Виды социальных выплат в Польше
Взносы, уплачиваемые в ZUS, предназначаются для финансирования различных выплат из сферы социального страхования, в частности:
I. Пенсия (еmerytura) или выплаты в связи с потерей трудоспособности (renta) финансируются из пенсионных взносов или взносов на случай потери трудоспособности.
Если украинец не имеет минимального страхового стажа, необходимого для получения пенсии в Польше или в Украине, то он имеет возможность досчитать до этого периода стаж социального страхования в другой стране при условии, что эти периоды не перекрывают друг друга. Это возможно на основании договора о социальном обеспечении, заключенном между Польшей и Украиной, который начал действовать с 1 января 2014 года.
В таком случае в целях назначения пенсии или выплаты по потере работоспособности будут «добавляться» периоды страхования в Польше и в Украине, а сумма пенсии/выплат в связи с потерей трудоспособности будет определяться пропорционально периоду страхования в каждом государстве.
Стоит обратить внимание на факт, что в случае выплаты пенсии в Польше не существует критерия минимального периода страхования. Следовательно, нет необходимости учитывать периоды страхования в Украине. Условия получения пенсии в Польше одинаковы как для поляков, так и для иностранцев, и это: уплата взносов и достижения пенсионного возраста
Согласно действующему законодательству, пенсионный возраст в Польше составляет 60 лет для женщин и 65 для мужчин
Условия получения пенсии в Польше одинаковы как для поляков, так и для иностранцев, и это: уплата взносов и достижения пенсионного возраста. Согласно действующему законодательству, пенсионный возраст в Польше составляет 60 лет для женщин и 65 для мужчин.
Сумма выплаты будет зависеть от суммы уплаченных в систему взносов и последующей предполагаемой продолжительности жизни при выходе на пенсию.
Если речь идет о выплатах средств страхования в связи с потерей трудоспособности и на случай потери кормильца, одним из условий получения выплаты является наличие соответствующего страхового периода (в зависимости от возраста, максимально до 5 лет). В этом случае, согласно вышеупомянутому договору между Польшей и Украиной, существует возможность учета периода взносов в Украине с целью получения выплат в Польше.
II. Выплаты в случае болезни и материнства финансируются из взносов на случай болезни.
Уплата страховых взносов на случай болезни гарантирует в случае болезни или материнства получения следующих выплат:
Помощь в случае болезни (zasiłek chorobowy)Реабилитационная помощь (świadczenie rehabilitacyjne) Единовременная выплата („becikowe”)Помощь в случае материнства (zasiłek macierzyński)Пособие по уходу (zasiłek opiekuńczy)III. Выплаты по причине несчастного случая на производстве или профессионального заболевания финансируются из взносов от несчастных случаев, уплачиваемых исключительно работодателем.
Выплаты по причине несчастного случая выплачиваются рабочим и исполнителям, которые получили повреждения в результате несчастного случая во время работы или профессиональной болезни.
IV. Пособие по безработице (zasiłek dla bezrobotnych) финансируется из взносов в Фонд труда, которые платит работодатель.
Иностранцы, которые потеряли работу, имеют право зарегистрироваться в управлении труда как безработные. Период получения пособия по безработице составляет от 6 до 12 месяцев, а сумма выплат зависит от стажа работы. Согласно польско-украинским договором о социальном обеспечении, при определении права на получение помощи в Польше учитывается также период страхования в Украине. Лицо, ходатайствующее о помощи, должна быть застрахована в Польше непосредственно перед потерей работы.
V. Общественная медицинская помощь финансируется из взносов на медицинское страхование.
Общественной медицинской помощью могут пользоваться лица, которые были легально трудоустроены в Польше и платили обязательные взносы на медицинское страхование, а также члены их семей. Это означает, что они могут пользоваться бесплатной медицинской помощью общественных медицинских учреждений, а также необщественных при условии, что это медицинское учреждение подписал договор с Национальным фондом здоровья.
Более того, каждое застрахованное лицо покрывает медицинским страхованием членов семьи, если они его не имеют (например, не работают).
Важно:
Оформление пенсии иностранцу
Россияне, планирующие переезд в Польшу на ПМЖ, особенно внимательно изучают вопрос оформления пенсионного пособия. В настоящее время между Россией и Польшей отсутствует двустороннее соглашение о социальном обеспечении, ввиду чего ситуация с назначением пенсии мигрантам складывается неоднозначная.
Если заработанного на территории Польши стажа недостаточно для начисления пособия, то репатриант может предпринять попытку засчитать тот трудовой стаж, что был получен за годы жизни в РФ. Результат обращения в польский Пенсионный фонд в этом случае будет определяться индивидуально.
«Единый Визовый Центр» оказывает консультационные услуги в области оформления миграционных документов и разрешений на ПМЖ. Наши специалисты помогут оформить заявление в консульство Польши, подготовят нотариальные переводы всех свидетельств и дипломов, обеспечат быстрое прохождение сопутствующих процедур для быстрого получения визы любого типа.