Индо-пакистанский конфликт на современном этапе
В начале 21 века конфликт между странами обострился тем, что и у одной, и у другой стороны на тот момент уже имелось ядерное оружие. Оба государства активно наращивали и продолжают наращивать военную мощь. Пакистан долгое время получает поддержку Китая, в том числе, военной техникой и вооружением. Сегодня основным партнером Пакистана является США, при этом государство все с большим интересом относится к потенциальным контрактам с Россией. Поставки из России давно и надежно налажены в сторону Индии. США, в свою очередь, стремятся вытеснить России с индийского рынка.
Пограничный конфликт между Пакистаном и Индией вспыхнул в 2019 году. Причина – спорный регион Кашмир. Причиной конфликта стал террористический акт, совершенный пакистанцем. 15 февраля Индия ввела санкции против Исламабада. 26 февраля произошло вооруженное столкновение на территории Кашмира. Это было первое открытое противостояние с 1971 года.
Еще в 2002 году международное сообщество высказало желание урегулировать конфликт между Пакистаном и Индией с целью снижения угрозы ядерной войны между странами. В 2019 году пакистанская сторона высказала интерес к использованию медиатора в урегулировании данного конфликта.
Таким образом, независимость стран не решила всех территориальных проблем. Спорные территории и претензии на них остаются камнем преткновения многие десятилетия, что ведет к человеческим потерям. Мировое сообщество наблюдает за столкновением интересов Индии и Пакистана, стремится урегулировать их отношения, так как вероятность ядерной войны слишком высока. Эксперты отмечают, что конфликт, сложившийся между странами носит нестабильный характер, где много простоев и кратких оттепелей, но результат так и не был достигнут.
Одним из шагов к решению данной задачи стало выдвижение дипломатических посланников, после этого стороны перешли к вопросам урегулирования конфликта в Кашмире и восстановления торговых отношений. Однако, стало известно, что индийская сторона предпочитает действовать напрямую и не использует посредников для решения политических задач.
Что происходит
14 и 15 августа 2022 года Пакистан и Индия отметили дни независимости после раздела Британской Индии на две отдельные страны в 1947 году.
- По этому случаю по всей Индии прошли масштабные празднования, знаменитые монументы были подсвечены национальным триколором, а государственный флаг украсил витрины магазинов и транспорт.
- «Отмечая годовщину этого знаменательного дня, мы приветствуем всех борцов за свободу. Они пожертвовали всем, чтобы мы все могли жить в свободной Индии», — заявила президент страны Драупади Мурму.
- Российский лидер Владимир Путин направил поздравления Мурму, а также премьер-министру Нарендре Моди. Глава РФ подчеркнул, что Индия по праву пользуется значительным авторитетом на мировой арене, а Москва и Нью-Дели успешно сотрудничают в различных направлениях, например, в рамках ООН, БРИКС и ШОС.
- В регионах Пакистана также организовали торжественные мероприятия, включая военные парады, улицы украсили национальными флагами.
- Президент страны Ариф Алви в своем послании призвал граждан к единству для преодоления проблем в сфере экономики и безопасности.
- Премьер-министр Шахбаз Шариф отметил, что Пакистан «достиг больших успехов» в развитии. Он подчеркнул, что за это время стране удалось стать седьмой ядерной державой.
- Владимир Путин также поздравил первых лиц Пакистана, отметив сотрудничество на «антитеррористическом и афганском направлениях». В Кремле выразили уверенность, что уровень взаимодействия между странами будет расти.
Массовые миграции населения
Сразу после обретения независимости два государства начали массовый «обмен населением», продолжавшийся несколько месяцев. Новые официальные границы пересекли более 14,5 млн человек в надежде получить безопасность среди единоверцев. Проведенная в 1951 году Перепись перемещённых лиц свидетельствует, что после раздела из Индии в Пакистан переехали 7,22 млн мусульман, в то время как в обратном направлении переместились 7,24 индусов и сикхов.
Только что созданные правительства оказались не готовы к таким масштабным миграциям, что послужило причиной массового насилия на обеих сторонах границы. Разные источники оценивают количество жертв от 200 тыс. до около 1 млн.).
Пенджаб
В 1947 году провинция Британской Индии Пенджаб была поделена между Индией и Пакистаном. Населенная преимущественно мусульманами западная часть стала пакистанской провинцией Пенджаб, а населенная индусами восточная часть, – индийским штатом Пенджаб. Поскольку многие индусы проживали на западе, а многие мусульмане на востоке, то при разделе случились массовое переселение, сопровождаемое кровавыми столкновениями. В центре конфликта оказались Лахор и Амритсар, которые по решению англичан стали частью Пакистана, но вследствие недостаточного контроля границ Амритсар вошел в состав Индии, а Лахор стал частью Пакистана.
Бенгалия
Провинция Бенгалия также оказалась разделена на две части. Западная Бенгалия стала частью Индии, а Восточная Бенгалия – Пакистана. В 1955 году Восточная Бенгалия получила независимость под названием Бангладеш.
Синдх
В Синдхе издавна сложились хорошие отношения между мусульманами и индусами. Считалось, что индусы, которых было около 1,4 млн, после раздела смогут остаться там. Однако в течение года 1,2 млн человек покинули родину и отправились в Индию. Причиной этому послужили участившиеся нападения на индусские дома со стороны мусульман-мигрантов.
Предыстория конфликта
Долгое время жителям Индии была свойственна веротерпимость. Махатма Ганди, создавший партию «Индийский Национальный Конгресс» (ИНК), всегда подчёркивал, что эта партия стоит выше религиозных различий и представляет всех индийцев. Но в начале ХХ века здесь возникла ещё одна партия — «Мусульманская Лига» (МЛ), выступавшая за отделение последователей ислама от индусов. Примерно с этого времени в Индии стали периодически вспыхивать конфликты на религиозной почве. В Лондоне понимали, что крах колониальной империи неизбежен, но английские лорды стремились как можно дольше удерживать Индию под своей властью. Мусульманская партия была удобна колонизаторам тем, что она вносила раскол в единый фронт национально-освободительного движения.
Летом 1946 года в столице Западной Бенгалии – Калькутте – открылось Учредительное Собрание, где большинство мест принадлежало членам ИНК, выступавшим против разделения страны. ИНК предлагал автономию и систему самоуправления для мусульманских регионов, но мусульмане выступали за свой проект, предусматривавший создание отдельного мусульманского государства – Пакистана (в переводе с урду – «Земля чистых»).
Лидер МЛ – Мухаммад Али Джинна — стал призывать мусульман к «прямым действиям», то есть, к вооружённому восстанию. Мятеж начался 16 августа. В нём участвовали как обычные рабочие-мусульмане, так и предварительно выпущенные местными властями из бенгальских тюрем преступники. Восставшие уничтожали дома и торговые лавки индусов, нападали на людей. 18 августа индусы перешли к ответным мерам. Только 19 августа массовые беспорядки прекратились после прибытия в Калькутту дополнительных армейских частей. Жертв восстания было так много, что трупы убирали с улиц целую неделю. С Западной Бенгалии волна мятежей перекинулась на соседние штаты.
Англичане практически не принимали участия в августовских событиях, возможно, они сами не представляли, чем может обернуться религиозное противостояние. Чтобы навести порядок, англичане срочно создали временное правительство во главе с вице-королём лордом Уэйвеллом и премьер-министром Джавахарлалом Неру, который одновременно был главой ИНК. Мусульмане не желали подчиняться Неру и игнорировали заседания правительства. Обстановка в стране осложнялась и в связи с экономическим кризисом. По всей Индии проходили забастовки и выступления рабочих. Английские чиновники, знавшие о том, что им скоро предстоит покинуть колонию, практически бездействовали, повергая страну в хаос.
Чтобы предотвратить революцию и сохранить в Индии британское влияние, Уинстон Черчилль отправил в колонию ловкого дипломата лорда Маунтбэттена. Маунтбэттену удалось убедить Неру и других влиятельных представителей ИНК в необходимости разделить страну. Единственным, кто не поддержал английского лорда был Ганди, но он почти не мог повлиять на сложившуюся ситуацию.
Лорд Маунтбэттен предложил свой проект, по которому:
- На территории Индии создавались два доминиона: Индийский союз и Пакистан;
- Лидеры штатов сами решают, к какому из доминионов присоединиться;
- В штатах со смешанным населением необходимо проводить референдумы;
- Общее Учредительное собрание должно разделиться на два, каждое из которых определит политический строй своей страны.
Мусульмане полностью поддерживали этот проект, а представители ИНК согласились с ним, чтобы предотвратить назревающую гражданскую войну. 15 августа 1947 года на месте Британской Индии возникло две самостоятельных страны.
Индо-пакистанские противоречия
Официально наличие ядерного оружия в Индии и Пакистане было зафиксировано после целой серии ядерных испытаний, проведенных обеими странами в 1998 году. Однако сами ядерные программы стран насчитывали к этому времени уже несколько десятков лет, а причины их возникновения и развития лежали в глубинных противоречиях которые существуют в индо-пакистанских отношениях с самого момента обретения независимости данными странами.
В 1947 году британская колония Индия получила независимость. Однако единая до этого момента территория была разделена британской администрацией на два независимых государства собственно Индию и Пакистан. К Пакистану отошли провинции с преимущественно мусульманским населением. Между странами практически сразу же возник территориальный конфликт переросший в военное противостояние уже в сентябре 1947, всего спустя месяц после получения независимости. И Индия, и Пакистан предъявили свои претензии на вхождение в их состав территории Кашмира, бывшего полунезависимым государством при британской администрации. Махараджа Кашмира принял решение о присоединении к Индии (несмотря на преимущественно мусульманское население Кашмира), что послужило поводом к первой кашмирской войне 1947-1948 годов.
При участии миротворческих сил ООН конфликт был заморожен, а территория Кашмира была разделена между противоборствующими сторонами в соотношении 60% (Индия) на 40% (Пакистан). За прошедшие 70 лет существенного прогресса в разрешении данного спора достигнуто не было, более того между Индией и Пакистаном состоялись еще два крупных военных конфликта, а также серия более мелких пограничных противостояний. На территории Кашмира оппонента ведется постоянная пропаганда сепаратизма каждой из сторон, а также действуют террористические организации, преимущественно мусульманские, поддерживаемые правительством Пакистана.
Также проблема Кашмира была усугублена вмешательством третьей стороны – Китая, который в ходе военного конфликта с Индией в 1962 году оккупировал территорию Аксай-Чин, составляющую 20% всего Кашмира. Проблема Кашмира является постоянным дестабилизирующим фактором в отношениях двух государств и мешает выстраиванию нормальных как политических, так и социально-экономических отношений, а также подхлестывает развитие вооруженных сил, в том числе ЯО, в связи с постоянной угрозой перерастания политического конфликта в военный.
Проблема террористов
Напомним, ситуация в регионе стала накаляться 14 февраля, после того как в городе Пулвама, расположенном в штате Джамму и Кашмир, прогремел взрыв, унесший жизни 45 человек. Теракт совершил смертник, врезавшись на автомобиле, заполненном взрывчаткой, в колонну военнослужащих ВС Индии.
Ответственность за атаку взяла на себя группировка «Джаиш-е-Мухаммад» («Армия Мухаммада». — RT). Группировка признана террористической организацией на уровне ООН. По некоторой информации, она базируется на территории Пакистана, совершая вылазки на индийскую сторону. При этом власти Исламабада также внесли «Джаиш-е-Мухаммад» в список террористических организаций. Однако это не мешает Нью-Дели обвинять соседнее государство в негласной поддержке радикалов.
Также по теме
«Локальный конфликт не исключён»: к чему может привести обострение ситуации на границе Пакистана и Индии
Главы МИД целого ряда стран призвали Индию и Пакистан «проявить сдержанность» и не допустить эскалации вооружённого конфликта. 27…
По мнению экспертов, обе стороны отчасти правы. Официальные власти Пакистана могут действительно не знать о том, какого рода деятельность развернули в приграничных районах радикальные группировки, считает доктор исторических наук, профессор МГИМО Сергей Лунёв.
Похожей точки зрения придерживается доцент отделения востоковедения ВШЭ Ольга Солодкова. Как отметила эксперт в интервью RT, сказать определённо, лукавит ли официальный Исламабад, когда отрицает свои связи с радикалами, нельзя.
«С одной стороны, власти не контролируют террористическую организацию, а с другой — не очень-то и хотят её контролировать. Официальное правительство знает о существовании «Джаиш-е-Мухаммад», но не хочет бороться с ней», — пояснила эксперт.
Напомним, штат Джамму и Кашмир является объектом территориальных претензий Индии, Пакистана и Китая, которые оспаривают контроль над этим регионом. На территории штата активны радикальные группировки, которые нередко прибегают к силовым методам борьбы с целью добиться присоединения территорий штата к Пакистану.
Теракт в Пулваме глубоко потряс индийское общество. Как заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди, комментируя трагедию, «время переговоров прошло».
26 февраля 12 индийских истребителей Mirage 2000 нанесли удары по объектам «Джаиш-е-Мухаммад», расположенным на пакистанской территории в населённых пунктах Балакота, Музаффарабаде и Чакоти. В результате авианалёта были ликвидированы порядка трёхсот боевиков.
-
Индийские военные осматривают место теракта в городе Пулвама
- Reuters
На следующий день Пакистан провёл демонстрационную акцию — самолёты ВВС страны вошли в индийское воздушное пространство и выпустили несколько снарядов в окрестностях одной из воинских частей ВС Индии. Как заявило пакистанское руководство, вылет был осуществлён для того, чтобы показать индийской стороне способность Пакистана нанести в случае необходимости ответный удар. В то же день между ВВС Пакистана и Индии произошёл реальный бой, во время которого индийский истребитель был подбит. Пилот смог катапультироваться.
В Нью-Дели заявили, что пакистанская сторона также потеряла один самолёт — истребитель американского производства F-16. Командование ВВС Индии даже продемонстрировало вещественные доказательства на брифинге, который состоялся в индийской столице. Военные показали журналистам обломок американской ракеты AIM-120 AMRAAM класса «воздух — воздух», найденный в районе столкновения. Как заявляет индийская сторона, единственным военным самолётом ВВС Пакистана, который может нести такую ракету, является именно F-16. О судьбе пилота ничего не сообщалось.
История создания ядерного оружия в Индии и Пакистане
Можно отметить следующие временные вехи реализации ядерной программы Индии:
- 1944 год создание института фундаментальных исследований в Британской Индии;
- 1948 год создание на базе института «Индийской комиссии по атомной энергетике»;
- 1950-е годы строительство первого атомного реактора «Алсара», сотрудничество с Британией, США и Канадой по поставкам обогащенного урана и тяжелой воды;
- 1958 год строительство завода по переработке ядерного топлива;
- 1962 год поражение в индокитайской войне, которое спровоцировало требование начать разработку собственного ЯО. Разработка уранового месторождения в штате Бихар;
- 1974 год «мирный ядерный взрыв» на полигоне в Похране;
- 1981 год соглашение с СССР на строительство атомных подводных лодок;
- 1994 год испытания ракеты «Притви», способной быть средства доставки ЯО;
- 1998 год ядерные испытания на полигоне в Похране, отказ от дальнейших испытаний ЯО.
Длительное время с 1948 по 1962 годы индийская ядерная программа была исключительно мирной, направленной на развитие атомной энергетики страны, что неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Джавахарлал Неру. В этот период Индия активно выступает за инициативы по ограничению наращивания и распространения ЯО, а также созданию безъядерного мира, в котором все страны полностью бы отказались от использования и создания запасов ЯО. Однако данные инициативы не получают международной поддержки. Вместе с тем опасаясь чрезмерного усиления и давления со стороны Китая, индия начинает разработку собственного ЯО. Согласно заявлениям индийской стороны несмотря на испытания «Улыбающегося Будды» в 1974 году, Индия не имела ЯО вплоть до 1998 года, однако имела необходимые компоненты для его создания, в рамках т.н. концепции «отложенного ядерного сдерживания» в отношениях с Пакистаном.
Вместе с тем индийские испытания 1974 года не только вызвали негативную реакцию мировой общественности (прежде всего ядерных держав), но также подхлестнули Пакистан к созданию собственного ЯО:
- 1972 год премьер-министр Пакистана З. Бхутто ставит цель создания «исламской атомной бомбы»;
- 1974 год начинается строительство завода по обогащению урана в Кахуте;
- 1995 год получение первого оружейного плутония;
- 1998 год проведение ядерных испытаний.
Одной из главных причин разработки ЯО в Пакистане является стремление сдержать Индию и обеспечить паритет сил. В 1971 году Пакистан потерпел серьезное поражение в войне с Индией в результате чего Восточный Пакистан обрел независимость (современный Бангладеш). Не имея возможности достигнуть паритета с Индией в мощи традиционных вооруженных сил, Пакистан сделал ставку на создание ЯО и преуспел. Хотя испытания 1998 года вызвали негативную международную реакцию, а США грозились «вбомбить Пакистан в каменный век», интересы и долгосрочное сотрудничество США с Пакистаном позволили избежать каких-либо существенных санкций, а США даже признали Пакистан ядерной державой вопреки соответствующей резолюции ООН.
Конфликт между Индией и Пакистаном в 2019 году: что дальше?
На данный момент, несмотря на воинственные заявления сторон, угроза ядерного противостояния видится слабой. Учитывая, что один из соседей – это Китай, то урон ему может втянуть в возможную войну ещё одного члена ядерного клуба. Все осознают последствия таких событий, поэтому стоит ожидать рациональности от государств.
Мировое сообщество уже отреагировало на эскалацию противостояния: все призывают стороны к переговорам, а Россия уже предложила своё посредничество в разрешении ситуации. В Пакистане уже согласились с этой инициативой. Теперь слово за Нью-Дели.
Вряд ли конфликт между Индией и Пакистаном полностью разрешится – уж очень глубокие и давние противоречия между странами. Но как минимум, хочется верить в рассудительность лидеров стран, которые при решении сложившейся ситуации не переступят опасную черту.
Радикальный след
Когда гражданское правительство в Исламабаде заявляет, что оно ничего не знает, как правило, оно говорит правду, рассказал RT Сергей Лунев, доктор исторических наук, профессор МГИМО.
«Совершенно очевидно, что за этим стоит межвойсковая разведка Пакистана. Армия является основным политическим актором в этой стране. Военные никак не информируют гражданские власти ни о своих связях с террористическими организациями, ни о своих действиях с ядерным оружием, ни о чём. Гражданские власти Пакистана винить нельзя», — пояснил эксперт.
- Премьер-министр Индии Нарендра Моди на траурных мероприятиях в память о погибших в теракте
- AFP
По данным агентства Reuters, 15 февраля в МИД Индии был вызван посол Пакистана Сахай Махмуд, которому вручили ноту с требованием к Исламабаду предпринять активные действия против организации «Джаиш-и-Мохаммад» (Армия пророка Мухаммеда). Она взяла на себя ответственность за теракт в штате Джамму и Кашмир.
«Межвойсковая разведка Пакистана поддерживает тесные связи с террористами, в том в числе и с «Джаиш-и-Мухаммад», террористической организацией, которая взяла на себя ответственность за подрыв колонны военных. Об этом говорили многие, включая бывшего военного диктатора Пакистана Первеза Мушарафа», — подчёркивает Сергей Лунев.
Также по теме
«Практика безвозмездной помощи прекращается»: почему США отказались от продления финансовой поддержки Пакистана
Пакистан не получит запланированных $300 млн помощи от Пентагона, заявили в американском военном ведомстве. Власти США считают, что…
«Это чудовищное и отвратительное деяние было совершено «Джаиш-и-Мухаммад», базирующейся в Пакистане и пользующейся его поддержкой террористической организацией, запрещённой ООН и другими странами», — следует из заявления МИД Индии.
По информации The Times of India, в штате Джамму и Кашмир происходят столкновения полиции, армейских подразделений и повстанцев. По состоянию на конец дня 18 февраля три террориста убиты, девять военнослужащих получили ранения.
«Боевой дух подразделений сил безопасности высок. В деле нейтрализации террористов им сопутствует успех», — заявил министр внутренних дел Индии Раджнатх Сингх.
Противоречия, которые существуют между двумя странами, территориальные и межконфессиональные, настолько глубоки, что разрешить их дипломатическими средствами не представляется возможным, считает редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Вслед за сообщениями о террористической атаке в штате Джамму и Кашмир по Индии прокатилась волна протестов. По данным издания The Times of India, протестующие жгли покрышки, чучела с изображением президента Пакистана Арифа Алви и флаги соседнего государства. В столице Индии прошли траурные мероприятия, в которых принял участие Нарендра Моди. В разных частях Индии в знак солидарности с семьями погибших люди зажигали свечи, требовали привлечь к ответственности террористов.
Причина конфликта
Индия и Пакистан с середины XX века спорят за регион Кашмир, который находится на границе двух стран. Когда Индия в 1947 году обрела независимость от Британии, мусульманское население Кашмира восстало против индуистского правителя Хари Сингха.
На территорию вторглись пакистанские войска. Они заняли часть региона и провозгласили вхождение княжества в состав Пакистана. В ответ Сингх заявил о том, что Кашмир присоединяется к Индии.
После этого началась первая индо-пакистанская война, продлившаяся год. В 1949 году Индия и Пакистан под контролем ООН установили линию прекращения огня, поделившую Кашмир между двумя государствами. СССР тогда заявляло, что регион принадлежит Индии, США поддерживало Пакистан.
Второй военный конфликт за Кашмир случился в 1965 году. Индия отреагировала на попытку Пакистана спровоцировать восстание в индийской части региона.
В результате третьей индо-пакистанской войны (1971) Пакистан лишился своей восточной части. Там было провозглашено независимое государство Бангладеш. В 1972 году Индия и Пакистан договорились разрешать споры о Кашмире мирным путем и установили линию контроля.
В 1999 году боевики через территорию Пакистана проникли на линию контроля и начали обстреливать индийские позиции. Началась Каргильская война, которую в итоге выиграла Индия. В 2001 году перестрелки возобновились. К маю 2002 года страны стянули почти все военные силы к границе, но войны удалось избежать благодаря вмешательству мирового сообщества.
Индия упрекает Пакистан в поддержке террористов «Джаиш-е-Мухаммад». Исламабад, в свою очередь, требует разрешения конфликта о Кашмире с участием мирового сообщества.
В шаге от ядерной войны?
Несмотря на то, что случившееся выбивается за рамки привычной логики развития индо-пакистанских отношений в последние годы, прогнозы относительно возможного начала полномасштабной войны представляются малообоснованными. В этом на сегодняшний день не заинтересована ни одна из сторон конфликта. Пришедшая к власти в Пакистане в июле 2018 г. партия «Техрик-и-Инсаф» («Движение за справедливость») во главе с премьер-министром Имраном Ханом стремится проводить взвешенную внешнюю политику, направленную на улучшение имиджа страны, установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с партнерами и привлечение инвестиций в испытывающую трудности экономику. В то время как действующее индийское правительство подвергается серьезному давлению и критике по различным направлениям, включая военную сферу, со стороны оппозиции, и стремится минимизировать репутационные риски в преддверии выборов.
Распространенной ошибкой при сравнении военных потенциалов двух стран является акцент на анализе количественных показателей, разница в которых, с одной стороны, очевидна, с другой — далеко не всегда имеет решающее значение в исходе военных действий
Гораздо важнее обратить внимание на качественные характеристики. Пакистан, располагая меньшими ресурсами, смог построить сбалансированные вооруженные силы, которые отличаются высоким профессионализмом и имеют разнообразный боевой опыт.
Индия, в свою очередь, имея преимущество с точки зрения численности вооруженных сил и количества военной техники, испытывает ряд трудностей, влияющих на их эффективность. Одной из наиболее острых проблем, которую признает министерство обороны Индии, является устаревание парка военной авиации и острая нехватка новых истребителей. Произошедший конфликт, с высокой вероятностью, приведет к активизации внутриполитической дискуссии об очередном пересмотре процедур оборонных закупок в сторону их упрощения, а также об ускорении конкретных программ, главным образом тендера по закупке 114 многофункциональных истребителей для ВВС Индии.
Позиция Пакистана
Напомним, в среду утром ВВС Пакистана нанесли авиаудары по линии разграничения в Кашмире. МИД Пакистана пояснил, что это была демонстрация позиции страны в разгоревшемся конфликте.
«Сегодня воздушные силы Пакистана нанесли удары по линии контроля из пакистанского воздушного пространства. Это не были ответные удары на продолжающуюся агрессию со стороны Индии. В связи с этим Пакистан нанёс удары не по военным целям, избегая человеческих потерь и сопутствующего ущерба. Единственной причиной было продемонстрировать наше право, желание и готовность к самообороне», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Пакистана.
Эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов считает, что вероятность ядерных ударов невелика. И хотя правительство Пакистана не намерено сдавать позиций, доводить дело до полномасштабных действий оно тоже не станет.
Балмасов также отметил, что в правящих кругах Исламабада есть свои ястребы, которые настаивают на силовом решении вопроса с Индией. Но одновременно с этим они понимают, что добиться одномоментного разгрома индийских сил не смогут. В прямом противостоянии Пакистан проиграет, успешными могут быть лишь отдельные выпады.
- Пакистанские истребители F-16
- Reuters
Перспективы ядерного разоружения Индии и Пакистана
На данный момент перспективы ядерного разоружения Индии и Пакистана выглядят достаточно пессимистичными. Это связано как с рядом глобальных, так и локальных факторов. К локальным факторам можно отнести отработанной и строгой системы управления ЯО и принятия решений (в Пакистане приоритет в принятии решений принадлежит военным), отсутствие публичности потенциала и размеров ядерных вооружений стран, слабый уровень разведки и системы раннего обнаружения, которые вытекают из малого опыта данных стран во владении ЯО. Вместе с тем Индия и Пакистан совершают определенные позитивные шаги, такие как взаимное предоставление списков ядерных объектов, а также извещение и пробных пусках, и испытаниях баллистических ракет, что позволяет минимизировать угрозу немотивированного ядерного конфликта.
К глобальным факторам можно отнести распад биполярной системы мира, в которой союзники каждого из блоков находились под «зонтиком» США или СССР. В современном мире каждая страна должна сама обеспечивать собственную безопасность, а «гуманитарные» вторжения и операции по «наведению демократии» со стороны США и его союзников, актуализируют потребность в наличии ЯО как механизма сдерживания. Ядерное разоружение Индии и Пакистана, а также Северной Кореи и других стран, возможно только в условиях всеобщего, недискриминационного отказа от ядерного оружия, в котором ни одна страна не будет чувствовать ядерной угрозы со стороны какой-либо державы.
Индо-пакистанская война — одна, вторая, третья
Ситуация сразу оказалась в юридическом тупике: на стороне Индии — британский акт и решение законного правителя Сингха, на стороне Пакистана — принципиальное право народов на самоопределение, признанное ООН ещё в 1945 году. Закономерным результатам стала война, которую из-за Кашмира в том же 1947-м развязал Пакистан. Вместе с отрядами кашмирских мусульман пакистанцы захватили треть княжества. Однако продвинуться дальше индийские солдаты не позволили. Погибло около полутора тысяч человек, но проблема осталась нерешённой. Спустя два года при посредничестве Совета Безопасности ООН стороны договорились о перемирии.
В 1965 году конфликт разгорелся с новой силой — правительство Пакистана решило, что достаточно укрепило армию для реванша и начало наступление. Небольшие столкновения на границе переросли в масштабные военные действия, в том числе с применением большого количества танков и самолётов. В ходе бессмысленной двухмесячной войны погибло почти семь тысяч человек. Тогда заново договориться о прекращении боёв удалось с помощью Советского Союза — на переговоры в Ташкент в январе 1966 г. прилетел сам председатель Совета министров Алексей Николаевич Косыгин. Войска Индии и Пакистана отошли к границам, на которых стояли до начала этой войны.
Пакистанский ас 1965 г. М. М. Алам. (brecorder.com)
Индийские войска, 1965. (Pinterest)
Пакистан ещё раз попытался отвоевать Кашмир в 1971 году, но вновь неудачно. На этот раз ответственность за начало военных действий лежала на Индии, которая поддержала сепаратистов Восточного Пакистана. Ещё десять тысяч человек отдали жизнь за раздел спорной области. Под нажимом США и СССР Индия не стала развивать свой военный успех и отвела войска с занятых пакистанских территорий, а затем согласилась вернуть более 90 тыс. пленных. В 1972-м страны договорились не нарушать так называемую «линию контроля», которая до сих пор заменяет нормальную, чётко установленную государственную границу. По сути, это линия фронта, что разделила Кашмир на две части (под властью Индии — чуть больше половины территории и более 12 млн человек (70% населения)).
В 1999 году Индия и Пакистан подписали Лахорскую декларацию, полную обнадёживающих заявлений (стороны «должны усилить процесс совместного диалога…», «обсудить концепции и доктрины» ради «укрепления доверия» и т. д.). Однако тут же на границе произошло военное столкновение («Каргильская война»), в котором верх взяли индийцы — декларацию никто и не воспринимал всерьёз.
Индийский солдат, война 1999 г. (Pinterest)
Долгожданная разрядка, казалось, наступила в 2003 году. Обе страны обзавелись ядерным оружием и баллистическими ракетами, поэтому шапкозакидательство стало слишком рискованным. Дели и Исламабад объявили о прекращении огня и согласились искать дипломатические пути (в который раз!). За этим последовали некоторые реальные усилия, даже встречались президент Пакистана П. Мушаррафа и индийский премьер А. Ваджпаи, однако прогресс оказался не очень впечатляющим, так как переговоры не затрагивали главное — кому принадлежит разделённый Кашмир? Довольно долго интерес сторон к сотрудничеству в других сферах (экономика, конечно, в особенности) смягчал вражду, но недавние события показывают, что подобный интерес ничего не гарантирует в долгосрочной перспективе.
Конфликт так и остался типичным «замороженным», до сих пор он угрожает в любой момент разгореться. Время от времени индийской армии приходится иметь дело с террористами, по утверждениям Индии — диверсантами Пакистана. Пограничники периодически обмениваются выстрелами, ПВО сбивают вражеские самолёты, а мировые СМИ сообщают о новых жертвах терактов и обстрелов. Ни предложения о посредничестве ООН, ни другие толком не обсуждаются. В прошлом году Индия объявила об упразднении автономии Кашмира, что снова накалило обстановку. Остаётся надеяться, что пограничные стычки не приведут к очередной индо-пакистанской войне.