Зарплата в Узбекистане по городам
Качество жизни населения в разных городах Узбекистана сильно отличается. Рассмотрим подробнее размер средней оплаты труда в самых крупных населенных пунктах страны.
Ташкент
Уровень жизни в столице Узбекистана значительно выше, чем в большинстве других городов. Здесь среднестатистический житель получает около $200 в месяц, но таких доходов вполне достаточно для покупки продуктов питания, оплаты проезда и жилья из-за доступных цен. Расходы населения здесь вполне соответствуют заработку населения.
Андижан
Cредняя заработная плата у жителей данного города составляет немного меньше, чем в Ташкенте – приблизительно $180. Казалось бы, этого должно вполне хватать, но цены в Андижане на услуги, развлечения и еду гораздо выше, чем в Ташкенте, поэтому жители едва укладываются в указанную сумму.
Шават
В Шавате средние доходы населения немного выше и составляют $215. Продукты питания здесь также немного дороже. Килограмм куриного филе будет стоить около $4,6 , средняя стоимость буханки хлеба составляет 69 центов. Для региона характерна достаточно высокая стоимость жилья. За 1 квадратный метр жилищной площади придется заплатить не меньше $680. Молодежь редко может себе позволить покупку собственного жилья, из-за чего большим спросом пользуется аренда недвижимости.
Самарканд
В среднем зарплата у самаркандцев составляет $210. Основные растраты уходят на еду, стоит которая далеко не дешево. Однако стоимость жилья в Самарканде гораздо ниже, чем во многих других больших городах Узбекистана и составляет около $500-550.
Бухара
Как и в Андижане, средний доход редко превышает $180, и это при нереально высокой стоимости на питание, проживание и услуги транспорта, не говоря уже о том, что купить собственное жилье может далеко не каждый житель города.
Ургенч
Самый низкий размер средней заработной платы в Узбекистане характерен для города Ургенч. Здесь данный показатель находится на уровне $123, что намного меньше других крупных населенных пунктов. При этом продукты питания и жилье в городе достаточно дорогие, из-за чего жителям приходится сильно экономить.
Заработная плата в месяц по профессиям в 2023 году
Таблица со сравнением сумм зарплат различных профессий в Ташкенте. В других городах уровень заработка ниже на 15-30 процентов.
Профессия | Заработная плата (в долларах) |
Программист | 300-320 |
Юрист | 360-370 |
Учитель | 190-200 |
Инженер | 230-240 |
Продавец | 120-130 |
Водитель | 120-130 |
Бухгалтер | 240-250 |
Охранник | 100-105 |
Финансист | 300-310 |
Экономист | 280-290 |
Врач | 150-160 |
Медперсонал | 60-70 |
Няня | 70-90 |
Электрик | 130-140 |
Стоматолог (в частных клиниках) | 340-350 |
Гид (со знанием иностранных языков) | 350-360 |
Строитель | 240-250 |
Одной из самых престижных мест работы считается полиция. Данные о заработной плате не распространяются, но известно, что она довольно сильно превышает среднюю по стране.
Минимальная
В 2018 году был подписан указ, согласно которому минимальная ежемесячная сумма заработной платы должна составлять 149 775 сумов. Это эквивалентно 35-38 долларам США. Минимальная зарплата также является ориентиром относительно других выплат (стипендий, пенсий, компенсационных доплат, надбавок и т.д.).
Средняя
Правительство страны заявляет цифру в 350-370 долларов США как средний заработок жителей в месяц. Финансовый рейтинг, составленный на основе данных Евростата, Организации Экономического сотрудничества и развития и Международной Организации Труда, ставит Узбекистан на 118 место в мире с зарплатой в 235 долларов США.
Средняя стартовая зарплата
Хорошей начальной заработной платой можно считать сумму от 60 до 100 долларов в месяц в зависимости от отрасли и города работы. Такие деньги чаще всего фигурируют в различных предложениях работодателей. В их число входят как трудоустройство в сфере услуг, так и «рабочие» профессии (сварщики, монтеры и т.д.).
Иностранцы предпочитают устраиваться в IT-сферу: там средний стартовый заработок составляет 140-160 долларов. Заработная плата нерезидентов Узбекистана в целом не отличается от таковой граждан, однако из-за особенностей страны лицам с другим гражданством может быть сложнее устроиться на работу.
Максимальная
Самыми высокими считаются доходы юристов, финансистов, программистов, аудиторов, торговых представителей, технологов, креативных менеджеров. В Ташкенте их зарплата может превышать 350-400 долларов.
Оплата труда по городам и регионам
Ташкент – наиболее привлекательный по зарплате город. Однако он же один из самых дорогих в стране. В столице Узбекистана средняя зарплата доходит до 180-210 долларов и имеет тенденцию понемногу расти.
В городе Шават средний заработок даже чуть выше, чем в столице – порядка 210-220 долларов. В то же время жить там еще дороже, чем в Ташкенте, и жителям приходится значительно экономить для нормального существования.
В городах Андижан, Самарканд и Бухара средним доходом считается сумма от 150 до 180 долларов, самым низкооплачиваемым регионом является город Ургенч – 130 долларов.
Люди превыше всего
— Чем Узбекистан сегодня привлекательнее других стран Центральной Азии?
— Одно из главных преимуществ Узбекистана – трудовые ресурсы. Ни одна республика региона не обладает такими возможностями. Да, в Казахстане есть дешевая электроэнергия и протяженная граница с Россией, что создает предпосылки для развития бизнеса и производства. Но там некому работать, у многих людей отсутствует элементарная квалификация, возраст людей с техническим образованием и опытом очень часто зашкаливает. В Узбекистане с навыками у людей гораздо лучше, хотя тоже есть свои проблемы. Население молодое, легкообучаемое. Есть традиционные навыки, которые передаются из поколения в поколение. Иными словами, качество рабочей силы намного лучше, и она по-прежнему дешевая, что создает предпосылки для инвестиций именно в промышленное производство, в переработку сырья. И сюда уже приходят компании, мы видим существенные инвестиции, в том числе иностранные. Наиболее это заметно в текстильной отрасли
Для прихода инвесторов важно, чтобы работал закон, был порядок, предсказуемость и рабочая сила.
Прозрачные инвестиции
— Руководство страны постоянно говорит о важности инвестиций и принимает необходимые меры для их привлечения. Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность республики? Какие меры необходимы для привлечения большего объема средств?. — Совсем недавно при непосредственной поддержке ЕБРР в Узбекистане состоялось первое заседание Совета иностранных инвесторов при президенте страны
Приехали первые лица очень серьезных компаний из США, Европы, Азии. Шавкат Мирзиёев лично принимал участие в форуме и пообщался один на один с инвесторами. Разговор был очень конструктивный. Было очевидно, что страна настроена на решение проблем, препятствующих привлечению инвестиций.
— Совсем недавно при непосредственной поддержке ЕБРР в Узбекистане состоялось первое заседание Совета иностранных инвесторов при президенте страны. Приехали первые лица очень серьезных компаний из США, Европы, Азии. Шавкат Мирзиёев лично принимал участие в форуме и пообщался один на один с инвесторами. Разговор был очень конструктивный. Было очевидно, что страна настроена на решение проблем, препятствующих привлечению инвестиций.
Таких трудностей на самом деле много. К примеру, для того, чтобы иностранные инвесторы пришли в индустрию разработки полезных ископаемых, республике нужен хороший закон о недропользовании. ЕБРР помогает правительству этот закон разработать. Но на этапе подготовки этого законопроекта возникла тупиковая ситуация, когда параллельно нашей деятельности Госкомгеология стала разрабатывать свой проект закона. Причем проект Госкомгеологии, пройдя все слушания в нижней палате, попадает в Сенат Олий Мажлиса. Закон советский по многим своим положениям, его цель выжать иностранного инвестора как лимон. Но нам повезло, что наш президент встретился с президентом Мирзиёевым, который дал указание привести закон в соответствие, и вопрос таким образом был решен.
С одной стороны, хорошо, что у высшего руководства страны есть политическая воля сделать все, чтобы в страну пришли инвестиции. С другой, не все могут достучаться до президента, поэтому необходимы прозрачные и понятные механизмы привлечения инвестиций в страну.
— Прозрачность необходима и в приватизации, с помощью которой республика намерена привлечь дополнительные инвестиции.
— Конечно. В течение нескольких лет ЕБРР работал с Агентством по управлению госактивами (АУГА) в части изменения законодательства по приватизации и управлению госпредприятиями. Законы приняты, Агентство формально соответствует требованиям. Но АУГА не в силах совладать с крупными игроками. Агентство прекрасно справляется с приватизацией мелких лотов – недвижимость, гостиницы, земельные участки и т.д. И у нас их приватизация не вызывает каких-либо нареканий. А вот с активами посерьезнее дела обстоят иначе.
Некоторые стратегические компании, на наш взгляд, были приватизированы непрозрачно, без проведения соответствующих процедур. Не радуют и результаты. Например, о покупателе «Кызылкумцемента» мы знаем, что он уже владеет серьезными активами в производстве цемента. А это значит, что конкуренции на рынке стройматериалов будет не больше, а меньше. Куда смотрели Антимонопольный комитет и АУГА — непонятно. К сожалению, это не оптимальный способ добиться доверия со стороны иностранных инвесторов, которые безусловно рассматривают возможность прийти в Узбекистан, чтобы поучаствовать в приватизации тех или иных активов.
Я думаю, приход стратегических инвесторов сыграл бы положительную имиджевую роль для республики. Это как визитная карточка страны. В некоторых государствах специально приглашают известные компании, расстилают красный ковер в виде существенных льгот и т.п. с целью заработать репутацию.
Фото: Илья Ким
— Но недавно венгерская ОТР приобрела-таки «Ипотека-банк». Разве это не показатель?
— Для нас это очень знаковое событие, первый случай приватизации большого государственного банка. Порядка 8% от всех банковских активов страны. Сделка была объявлена достаточно давно, но ОТP долгое время разбирался со своими «дочками» в России и Украине. Сейчас доля госбанков в структуре активов банковского сектора Узбекистана составляет около 80%. После приватизации «Ипотеки» она снизится до 70%. Мы надеемся, что процесс пойдет и дальше в этом направлении, будем внимательно следить и по возможности помогать готовить банки к приватизации.
Выбор страны-реформатора
— ЕБРР активно участвует в реализации многих проектов в Узбекистане, на чем планируете сосредоточиться в следующем году?
— У нас достаточно известные приоритеты деятельности в республике. В первую очередь, зеленая энергетика. Вначале декабря были подписаны соглашения о реализации крупнейшего в Центральной Азии проекта возобновляемых источников энергии – мощностью 1 ГВт. Это две ветряных электростанции в Бухарской области, под строительство которых мы предоставили два синдицированных кредита на общую сумму $520 млн. Мы намерены не только строить новые электростанции в республике, но и модернизировать существующие мощности, высоковольтные линии электропередач.
Мы придаем огромное значение модернизации городской инфраструктуры – от транспорта и теплоснабжения до решения проблем с питьевой водой и утилизацией отходов. Это важнейшие приоритеты нашей деятельности в Узбекистане.
Очень активно мы работаем с малыми средним бизнесом, поддерживаем женщин-предпринимателей. Уникальность нашего подхода в том, что мы предоставляем не только кредитные средства (часто через банки-партнеры), но и профессиональные консультации. И хотя с виду может показаться, что деньги в этих проектах фигурируют не такие уж и большие, отдача от них огромная. Благодаря точечным инвестициям в ключевые компании, мы вытаскиваем очень серьезный пласт более мелких игроков – сотни поставщиков, большое число клиентов.
— В следующем году ЕБРР проведет в Самарканде ежегодное собрание директоров банка. Почему выбор пал именно на Узбекистан?
— Мероприятие, которое состоится в мае, соберет более 2 тыс. человек со всего мира. Выбор места был не случаен. Узбекистан постепенно выходит на лидирующие позиции в Центральной Азии, и мы надеемся, что данная встреча в Самарканде поможет упрочить статус Узбекистана, как государства-реформатора, которое стремительно набирает обороты и идет вперед, несмотря на все пандемии и геополитические кризисы.
Беседовал Павел Носачёв
Внешняя торговля
2023: Узбекистан заключил с Россией 2-летний договор на поставку 2,8 млрд кубометров газа
Узбекистан договорился с Россией о покупке газа в течение двух лет, годовой объем составит около 2,8 млрд куб. м. Об этом 19 июня 2023 года сообщила пресс-служба Минэнерго Узбекистана.
В пресс-релизе уточняется, что соглашение предполагает импорт 9 млн куб. м природного газа в сутки. Цены на природный газ согласованы в рамках запланированных реформ на основе рыночных цен в регионе, а также на основе текущих цен в стране и их рыночных принципов, добавили в Минэнерго, не назвав конкретных сумм. Поставки начнутся с 1 октября 2023 года.
Узбекистан купит у России за 2 года 2,8 млрд кубометров газа
По данным Минэнерго Узбекистана, принятой «дорожной картой» предусмотрено строительство новых газоизмерительных станций на территории Узбекистана для поставок газа в реверсном режиме транзитом через Казахстан по магистральному газопроводу «Средняя Азия — Центр».
В газотранспортной системе Узбекистана намечены замена трех единиц газоперекачивающего оборудования и капитальный ремонт и восстановительные работы на 11 единицах разного газоперекачивающего оборудования, а также строительство 22 км новых магистральных газопроводов и ремонт 56 км газопроводов, добавили в Минэнерго.
Узбекистан прежде сам производил и экспортировал газ, на 2022 год прогнозировали поставки объемом 3,3 млрд куб. м. Ключевыми покупателями были Китай и соседние государства Центральной Азии.
Но осенью 2022 года произошли отключения света из-за нехватки газа, в декабре того же года поставки остановили из-за увеличения внутреннего потребления в зимний период.
В связи с тем, что сейчас наша основная задача заключается в удовлетворении потребностей населения, весь экспорт газа, в том числе в Китай, приостановлен на 100% и этот объем направлен населению, — рассказал председатель правления «Узтрансгаза» Бехзот Нарматов. |
В 2023 году Ташкент отчитался о возобновлении поставок газа за рубеж, по итогам встреч лидеров Узбекистана и Китая стороны договорились продолжать поставки в соответствии с контрактом.
Россия обошла Китай во внешней торговле Узбекистана после роста оборота до $9 млрд
Торговля России и Узбекистана в 2022 году выросла рекордно — почти на четверть. Оборот превысил $9 млрд, по этому показателю Россия обогнала Китай.
В итоге Россия по итогам 2022 года стала самым крупным импортером узбекской продукции с показателем 3,1 млрд долларов.
Экспорт узбекского текстиля в Россию вырос почти на 50% — с 820 млн долларов до 1,2 млрд
За 11 месяцев 2022 года экспорт узбекского текстиля в Россию вырос почти на 50% — с 820 млн долларов до 1,2 млрд. Доля России в общем объеме экспорта текстиля выросла за год с 30% до 41%.
Рост экспорта в Россию на 20,3% до $4,4 млрд за 9 месяцев
Объем поставок продукции и услуг в Россию из Узбекистана за 9 месяцев 2022 года вырос на 20,3% и достиг $4,4 млрд. Узбекистан в основном поставляет в Россию текстильную и плодоовощную продукции.
Выстояли…
— Эрик, назовите основные экономические итоги уходящего года в Узбекистане.
— Главный результат для узбекской экономики этого года можно обозначить одним словом – «выстояли». Если смотреть, что происходило глобально и в регионе, Узбекистан очень неплохо выглядит в сравнении с соседями и другими странами. Экономический рост сильно превысил все ожидания. В апреле МВФ снизил свой прогноз по Узбекистану с 6 до 3-4%. Однако уже в ноябре всем стало очевидно, что ВВП страны вырастет на все 6%.
По понятным причинами в начале года были большие опасения. Из-за неопределенности экономическая ситуация в республике в первые месяцы российско-украинского конфликта, как и везде, была ознаменована паникой. У бизнеса был очень серьезный период отладки новых механизмов и маршрутов. Банкам надо было налаживать новые каналы трансграничных платежей, обеспечить повышенный спрос на наличную валюту. На сегодняшний день ситуация выровнялась и работать можно. Компании отладили новые логистические маршруты, выстроили взаимодействие с новыми поставщиками и контрагентами.
Пик кризиса мы прошли к концу лета, и худшее уже позади. Сейчас обменный курс узбекского сума вернулся к довоенному уровню. Инфляция в середине года поднялась до 12.2%, но дальше этого не пошла
И Центробанк Узбекистана, что очень важно, начал постепенно опускать учетную ставку с пикового июньского значения (16%), что дает всем возможность дышать.
— Возникший кризис принес не только проблемы, но и новые возможности.
— Совершенно верно. Причем такие возможности, о которых никто никогда и не думал. Самым неожиданным было почти двукратное увеличение денежных переводов (до $10,6 млрд с $5,7 млрд за тот же период 2021).И эти деньги свалились на Узбекистан, как «манна небесная».
В этом году в республику приехало огромное количество людей. Точной цифры нет, но примерно их количество оценивается в 100 тыс. человек. Причем в основном это грамотные специалисты, настоящие профессионалы своего дела из разных отраслей. И власти страны сделали многое для того, чтобы эти люди быстро адаптировались и остались. К примеру, ITPark предоставил шикарные условия для релокантов, вплоть до встречи в аэропорту, помощи с оформлением всех документов, нахождением жилья. Упрощены визовые нюансы. Компании-резиденты IT Park освобождены от почти всех налогов. И уже есть результат — переехавшие фирмы нанимают местных ребят, которые учатся у зарубежных специалистов. Все это очень здорово для Узбекистана. И я думаю, что мы увидим серьезный рост IT и креативной экономики в будущем, всего, что мы называем knowledge economy.
Я думаю, что Узбекистан входит в 2023 год с хорошим заделом. Он устоял, адаптировался, быстро принял решения, которые позволили использовать возникшие преимущества.
Особенности налогообложения заработной платы
До 1 января 2022 года налоговое бремя для граждан Узбекистана было более тяжелым. Помимо налога на доходы физических лиц и взносов на индивидуальный накопительный пенсионный счет, обязательными были взносы во внебюджетный Пенсионный фонд. Также существовало 4 вида налоговых ставок: от нулевой до 22,5%. Сегодня особенности налогообложения доходов граждан следующие:
- Все доходы физических лиц, налоговых резидентов Республики Узбекистан, облагаются теперь по единой ставке – 12%.
- Взносы на индивидуальный накопительный пенсионный счет составляют 0,1%, которые начисляются с налогооблагаемой суммы на доход.
- Взносы во внебюджетный Пенсионный фонд отменены вовсе.
- Сохраняется порядок освобождения от налогового бремени отдельных категорий работников. Вычет составляет 4 минимальных размера заработной платы.
В Узбекистане есть около 20 видов налогов, которые укрепляют финансовое благополучие страны.
С доходов жителей удерживаются такие налоги:
- НДФЛ;
- взносы на ИНПС (индивидуальны накопительный пенсионный счет);
- обязательные страховые взносы во внебюджетный ПФ;
- Налог на доход удерживается с общего официального дохода.
В государстве есть 4 ставки подоходного налога:
- 0 % — нулевая;
- 7,5 % — минимальная;
- 16,5 % — средняя;
- 22,5 % — максимальная.
К ряду социальных взносов относятся удержания на ИНПС, которые составляют 2 % от официально заработной платы работника за вычетом минимальной суммы, которая не облагается НДФЛ (172 240 сум). Страховые взносы во внебюджетный ПФ составляют 8 % от официального заработка работника.
Налогами не облагаются:
- денежные средства, потраченные на ипотеку;
- суммы материальной поддержки;
- доход, полученный от реализации частной собственности;
- выходное пособие;
- стипендии;
- пенсионные выплаты;
- государственные компенсации;
- деньги, полученные за участие в донорской программе.
Дополнительно предусмотрены налоговые отчисления за произведение экспорта и импорта товара, а также за организацию оборота товаров, которые требуют специальных разрешений, так называемых акцизов.
Размер средней зарплаты в Узбекистане
Государство принимает различные меры поддержки населения, в частности, увеличивается минимальный прожиточный уровень, а также снижается налоговая нагрузка на граждан. Однако, заработная плата по-прежнему находится на очень низком уровне.
С января 2022 года размер минимальной заработной платы был увеличен до 202,7 тыс. сумов в месяц, что составляет 1,6 тыс. руб. Эта сумма влияет на социальные выплаты, в числе которых ‒ пенсии и стипендии. Кроме этого, при начислении зарплаты учитываются различные коэффициенты, с учетом которых минимальный размер оплаты труда в Республике составит уже 4,6 тыс. руб. или 577 тыс. сумов.
Средняя зарплата в Узбекистане в 2018 году, по данным Государственного комитета по статистике Республики, подрос практически на 25%, составив в среднем 14,4 тыс. руб. или 1,8 млн сумов (218 долларов США).
Справка! Граждане страны массово сообщают, что официальная статистика завышена, доходы в среднем составляют порядка 6,4 тыс. руб. или 809 тыс. сумов (100 долларов США).
По данным Госкомстата Узбекистана, вышеозначенные данные относятся к номинальной начисленной средней заработной плате. Они включают в себя различного рода надбавки, в том числе стимулирующего и компенсационного характера, а также удержанные налоги и отчисления в фонд социального страхования.
Для удобства при расчетах использовался следующий курс, установленный Центральным банком РФ: 1 узбекский сум = 0,0079 рубля (на 10 марта 2022 года).
Ниже представлен небольшой видеофрагмент, посвященный официальной статистике Республики Узбекистан на середину 2018 года.
Динамика изменения заработной платы в Узбекистане за последние 5 лет
За последние 5 лет среднемесячный заработок в Республике Узбекистан вырос более чем на 20%, достигнув, по официальным данным, порядка 14,4 тыс. руб. или 1,8 млн сумов. Наибольший прирост отмечен в сфере логистики, финансовой и страховой деятельности, IT и на промышленных предприятиях.
Так, в 2018 году был одобрен закон, согласно которому, ожидается дальнейшее повышение заработков в среднем на 7%. На самом деле, при существующем уровне заработной платы более 70% жителей страны с трудом справляются с тем, чтобы внести хотя бы обязательные платежи, не говоря уже о каких-то излишествах.
Ниже представлен график колебания средней заработной платы по годам в Узбекистане. Поскольку сумма заработка представляется официальными органами в миллионах, то для более удобного чтения графика произведено сокращение до тысяч сумов в месяц.
График 1. Динамика изменения заработной платы в Узбекистане за последние 5 лет
Средняя зарплата в Узбекистане в различных отраслях экономики
Начальным окладом зачастую в Республике считается сумма от 3,9 тыс. руб. (503 тыс. сумов) до 6,6 тыс. руб. (838 тыс. сумов). Наиболее высокооплачиваемыми специалистами являются представители IT-сферы, а также финансисты и юристы. Самую низкую заработную плату получают врачи, учителя и представители торговли.
Таблица 1. Заработки в различных отраслях промышленности и экономики
Сфера экономики, промышленности или бизнеса | Средняя заработная плата в месяц до вычета налогов, сум | Средняя заработная плата в месяц до вычета налогов, руб. |
Финансисты, банковская и страховая деятельность | 3 500 000 | 27 650 |
Представители IT-сферы | 3 340 000 | 26 386 |
Представители промышленных предприятий | 2 730 000 | 21 567 |
Логистика, включая перевозки и хранение грузов | 2 507 000 | 19 805 |
Образование, включая педагогов дошкольных и высших учебных заведений | 1 396 000 | 11 028 |
Здравоохранение и социальные услуги | 1 117 000 | 8 824 |
Это интересно! По громкому хлопковому делу в СССР было осуждено более 10 тысяч простых узбекских тружеников: от председателей колхозов до бухгалтеров.
В Узбекистане так же, как в России, Украине и Беларуси, актуальна проблема инфляции местной валюты. Власти Республики из года в год стараются поддерживать экономику страны, чтобы население имело возможность обзаводиться жильем, транспортом, открывать предприятия и в целом жить полноценно. Но реальные данные пока говорят о том, что, несмотря на старания правительства, в жизни самих граждан мало что меняется.
Средний размер доходов населения Узбекистана слегка переходит за отметку в 1,5 миллиона сумов, что эквивалентно $130 в месяц. Перерасчет месячных окладов узбекских работников производится ежегодно с целью недопущения резкого снижения уровня жизни граждан.
ВВП
2021: Рост ВВП на 7,4%
ВВП Узбекистана в 2021 году вырос на 7,4%. Об этом в середине января 2022-го сообщил президент страны Шавкат Мирзиёев. По его словам, экономика показала ощутимый подъем благодаря реформам, проделанной работе в махаллях, а также развитию предпринимательства.
Мирзиёев привел данные, согласно которым в регионах 100 тыс. новых предпринимателей начали свою работу. Число самозанятых лиц достигло 1,2 млн. Это хороший показатель, позволяющий развивать крепкое бизнес-сообщество в стране, сокращать безработицу и миграционный отток из Узбекистана, считает экономист, заведующая отделом Института стран СНГ Аза Мигранян.
Президент Узбекистана: ВВП страны в 2021 году вырос на 7,4%
Предпринимательство является безусловным конкурентоспособным преимуществом узбекской стороны, – поясняет Мигранян. |
Она добавила, что промышленный сектор выйдет в лидеры. Это автомобильная промышленность, нефте- и газохимический секторы, атомная энергетика, а также переработка сырьевых ресурсов сельского хозяйства (хлопок, плодоовощи).«Сибур», «Атомстройэкспорт», «Полюс» и другие предприятия поделились лучшими практиками цифровизации на TAdviser SummIT 5.8 т
В декабре 2021 года на совещании под председательством президента Шавката Мирзиёева сообщалось, что рост ВВП в 2021 году составил 7%, промышленности — 9,5%, объёма услуг — 9,5%, строительства — 6%, сельского хозяйства — 4. Уровень инфляции зафиксирован ниже 10%.
В сообщении Минфина Узбекистана отмечается, что ключевыми факторами экономического роста являются рост секторов услуг, производства и природных ресурсов, восстановление экономики основных торговых партнеров, инвестиционные программы и реформы государственных предприятий.
Эксперт ожидают увеличения налоговых поступлений по мере сокращения «теневой» экономики и улучшения состояния государственных предприятий. Иностранные активы правительства и золотовалютные резервы ЦБ являются одними из факторов, поддерживающих фискальную и внешнюю позицию страны.
2019: Доля цифровой экономики в ВВП выросла до 2,2%
Доля доля цифровой экономики в ВВП Узбекистана по итогам 2019 года составила 2,2% против 10,9% в США, 10% в Китае и 5,5% в Индии. В стране всё более активно развиваются информационные технологии, однако темпы могли быть выше, если бы не ряд барьеров.
Вследствие слабой цифровой инфраструктуры и нехватки цифровых навыков в стране, в Узбекистане более слабыми темпами развивается цифровой товарооборот. Например, в постановлении президента Узбекистана Шавката Мирзиёева отмечается, что в республике существует недостаточный уровень онлайн-торговли и торговых платформ.
Доля доля цифровой экономики в ВВП Узбекистана по итогам 2019 года составила 2,2%
Согласно постановлению президента, к 2023 году планируется удвоить долю цифровой экономики в ВВП Узбекистана. Для этого, согласно поручению главы государства, будут модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрять информационно-коммуникационные технологии во все сферы жизни, а также развивать цифровое предпринимательство.
К концу апреля 2020 года в Узбекистане продолжает широко внедряться система «Электронное правительство», предназначенная для обеспечения открытости, прозрачности и эффективности во всех сферах, в частности, налажено оказание 178 услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг, что экономит время и снижает расходы населения.
В Ташкенте ведётся строительство Технологического парка программных продуктов и информационных технологий. В 2020—2024 годах намечено организовать филиалы технопарка в 14 регионах, втрое увеличить число резидентов и довести число работников до 40 тысяч.
В 2020-2021 годах все медучреждения, школы, детсады и села в Узбекистане планируют подключить к быстрому интернету, а к 2023-му объемы экспорта местного ПО власти хотят довести до $100 млн в год, а долю электронных государственных услуг к 2022 году — до 60%.
Иностранные инвестиции
2023: Россия лидирует по созданию компаний в Узбекистане в I квартале — 243
Российский бизнес создал 243 предприятия в Узбекистане в I квартале 2023 года — это крупнейший показатель среди стран, чьи компании создали предприятия с иностранными инвестициями в республике. В тройку лидеров также вошли китайские инвесторы (118 предприятий в январе-марте) и турецкие (67).
2022: Россия лидер по числу созданных в Узбекистане предприятий
В 2022 году российский бизнес создал 967 предприятий в Узбекистане. С участием российского бизнеса функционирует 3 156 организаций (20% от общего числа действующих в стране предприятий с иностранным капиталом).
Великий шелковый путь 2.0
— Другая возможность, которая появилась у стран Центральной Азии, это развитие логистического потенциала региона.
— Центральная Азия стала своеобразным мостиком для России, логистическим коридором, через который поставляются товары из Китая и других стран. К примеру, объем импорта китайских товаров в Кыргызстан за первые девять месяцев вырос втрое по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил порядка $9 млрд. Кыргызстан всегда был своеобразным перевалочным пунктом китайских товаров. Интересно, что эту функцию выполняют как крупные, так и мелкие компании. То есть мы возвращаемся в 90-е годы, когда «челноки» возили туда-сюда мешки с небольшими партиями различных товаров. Причем меняется не только объем экспорта, но и его структура. Больше электроники, электрического оборудования, меньше сырья.
Хоть и в меньшей мере, узбекские компании тоже вовлечены в деятельность по реэкспорту китайских товаров в Россию
Но, что очень важно, Узбекистан очень сильно нарастил экспорт товаров собственного производства, в частности, бытовой техники. Речь пока идет о сотнях миллионах долларов – капля в море для российского рынка, но очень существенно с точки зрения развития узбекского бизнеса
Причем заметна тенденция к росту из-за добровольного выхода западных компаний. Свято место пусто не бывает.
— Что необходимо сделать Узбекистану, чтобы закрепить развить эти результаты?
— Логистика – это ниша для всех стран Центральной Азии. А в условиях войны и санкций данный потенциал региона может быть востребован на длительный срок. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры должно стать приоритетом для всех центральноазиатских республик.
Узбекистан находится в самом центре региона, и РУз одна из двух стран в мире, которые имеют статусdoubleland-locked. То есть все страны, с которыми она граничит, также не имеют выхода к морю. Поэтому для Узбекистана развитие транспортной инфраструктуры – это ключ.
Но республика не может решить эту проблему самостоятельно, необходимо взаимодействовать с соседними странами, чтобы развивать направления Север-Юг, Восток-Запад. В развитии этих маршрутов заинтересованы и Россия, и Китай, и даже Европа. Кто от этого выиграет в первую очередь? Конечно же, Узбекистан, который сможет возродить свою историческую роль на евразийском пространстве.
Фото: Илья Ким
Переезд на ПМЖ в Узбекистан из России
Большая часть трудоспособных граждан Узбекистана стараются уехать на заработки в другие страны. Однако, даже несмотря на это, желающие переехать на ПМЖ в Узбекистан из РФ также есть. Постоянное проживание в стране подразумевает получение ВНЖ, которые позволяет иностранцу проживать в стране 5 лет, после чего этот документ можно продлить.
Получить ВНЖ могут иностранные граждане, бывшие граждане Узбекистана, по какой-либо причине утратившие этот статус. Для того, чтобы получить ВНЖ потребуется заполнить заявление по определенной форме, утвержденной МВД Узбекистана. К заявлению нужно будет приложить определенный перечень документов:
- Паспорт иностранца, который должен быть действующим;
- Свидетельство о рождении;
- Справка, выданная по месту проживания;
- Документ, который подтверждает семейное положение заявителя;
- Фото (5 шт), можно ч/б;
- Чек, подтверждающий уплату госпошлины.
Все документы, включая заявление, нужно будет подать в территориальное отделение МВД в зависимости от места проживания иностранца в Узбекистане. После этого документы будут передаваться в другие инстанции, а окончательное решение принимается Главным управлением миграции и оформления гражданства при МВД. В случае положительного решения заявитель получит соответствующий статус ВНЖ, а также прописку. Если решение будет отрицательным, то заявителя уведомят о причинах отказа.
Срок действия такого статуса составляет 5 лет, по истечении которых его можно продлить, либо обратиться с заявлением на получение гражданства Узбекистана.