Пенсии в россии и украине в 2023 году • кого мы обгоняем

Повышение пенсий сельских пенсионеров

С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 года составляет 1333  рубля 55 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 666 рублей 78 копеек в месяц, с 1 января 2020 года – 1421 рубль 56 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 710 рублей 78 копеек в месяц, с 1 января 2021 года – 1511 рублей 12 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, – 755 рублей 56 копеек в месяц, с 1 января 2022 года – 1641 рубль 08 копеек, у получателей пенсий по инвалидности, имеющих третью группу – 820 рублей 54 копейки, с 1 июня 2022 года – 1805 рублей 19 копеек, у получателей по инвалидности, имеющих третью группу – 902 рубля 59 копеек , с 1 января 2023 года – 1891 рубль 83 копейки, у получателей пенсий по инвалидности, имеющих третью группу – 945 рублей, 92 копейки.

При этом пенсионер вправе в любое время представить дополнительно документы, необходимые для перерасчета.

При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. – всего более 500 профессий.

Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.

Кроме того, в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:

а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;

б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности;

в) непосредственно следовавшие за работой, предусмотренной списком:

периоды прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации;

периоды прохождения военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» по контракту о прохождении военной службы, имевшие место с 24 февраля 2022 г.;

периоды пребывания в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке.

При этом, периоды участия в специальной военной операции в периоды, прохождения военной службы по мобилизации, по контракту о прохождении военной службы, имевшей место с 24 февраля 2022 г., пребывания в добровольческом формировании, исчисляются в двойном размере.

В действующее законодательство внесены изменения, согласно которым с 01.01.2022 в случае переезда граждан из сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности за работу в сельском хозяйстве сохраняется.

Гражданам, не осуществляющим работу или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, у которых при переезде размер фиксированной выплаты был уменьшен, с 1 января 2022 года будет произведен перерасчет в беззаявительном порядке в части установления вышеуказанного повышения.

Пенсионный возраст в Украине: когда выходить на пенсию женщинам и мужчинам?

Украинцев научили различать понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж». Для первого нужно трудиться, а для второго производить все исчисления в пенсионный фонд.

После начала внедрения пенсионной реформы у населения появилось множество вопросов о том, как изменится стаж для выхода на пенсию в Украине и как будут реализованы изменения на практике.

Существует четыре категории стажа, от которых зависит выход на пенсию:

  1. Льготный стаж. Такой стаж засчитывается тем, кто работал на предприятиях в течение полного рабочего дня и сталкивался с вредными и опасными условиями работы. Предприятия, имеющие такие издержки производства, приводятся в списках, утвержденных постановлениями Кабинета Министров Украины.
  2. Страховой стаж. Такой вид стажа представляется собой некий отрезок времени, в течение которого лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно платились взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса (ст. 24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).
  3. Спецстаж. Специальный стаж выглядит как суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности на соответствующих видах работ, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии.
  4. Общий (трудовой) стаж. Это тот стаж, который действует в большинстве случаев. Его подсчитывают согласно записям в трудовой книжке. Трудовой стаж может включать в себя такие понятия как общий, льготный и специальный стаж работы. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» понятие общего стажа работы в основном применяется для отличия его от стажа, дающего право на льготы по назначению пенсии.

Известно, что трудовой стаж, который был заработан до января 2004 года, автоматически приравнивается к страховому стажу. Также стоит отметить, что после введения с 1 января 2004 года страхового стажа стало не иметь значения, сколько человек фактически работал. Теперь учитывается в течение какого периода и сколько уплачивал работодатель за работника в Пенсионный фонд.

Так же известно, что с 1 января 2021 года на заслуженный отдых граждане получили возможность уходить в 60, 63 или 65 лет. Этот возраст зависит от количества накопленных лет страхового стажа в трудовой деятельности.

Закон, который модернизирует пенсионную реформу в Украине и меняет пенсионный возраст, будет вводиться поэтапно.

Страховой стаж – важный момент, действующий в Украине с 2004 года. С этого периода он имеет немалое значение, а именно, сколько по времени и в каком объеме работодатель оплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд, а не тот факт, сколько человек проработал в компании. Следует убедиться заранее, что вам будет достаточно страхового стажа, чтобы точно получать пенсию в старости. В ином случае его можно купить.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховниии” от 09.07.2003 г. № 1058-IV предусмотрено, в частности, что с 1 января 2021 года право на получение пенсии по возрасту имеют лица по достижении возраста 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 26 лет.

В случае отсутствия на 01.01.2021 г. необходимого страхового стажа 26 лет, право на пенсию по возрасту лицо приобретает после достижения возраста 63 года и при наличии страхового стажа от 16 до 26 лет.

В случае наличия страхового стажа от 15 до 16 лет право на пенсию по возрасту лицо приобретает после достижения возраста 65 лет.

Страна Мужчины Женщины
Россия 60 55
Германия 65 60
США 65 60
Беларусь 60 55
Польша 65 60
Япония 65 60
Франция 67 67
Канада 65 65
Казахстан 63 58

На 10 млн работающего населения в стране приходится 12 млн пенсионеров. Это довольно большая разница, которая способствует дефициту в Пенсионном фонде. Поэтому государство вынуждено предпринимать решительные действия по уменьшению количества людей, зависимых от государственного пенсионного пособия.

В Америке и Европе за ближайшее тридцатилетие планируют перейти к пенсионному возрасту в 70 лет. Граждан пенсионного возраста всячески поощряют, чтобы они работали как можно дольше. Так в Японии, например, чем позже выходишь на заслуженный отдых, тем выше пенсия.

Пенсия зависит от минимальной зарплаты и не может быть меньше минимально установленного уровня. Это значит, что она автоматически будет повышаться с ростом этих показателей.

Во сколько лет идти на пенсию в Украине каждый решает сам, исходя из индивидуальных особенностей, но минимальный возраст и страховой стаж прописан законом. По достижению пенсионного возраста украинец может обращаться за оформлением пенсии в любое удобное для себя время. Максимально допустимых сроков закон не оговаривает.

Что будет после реформы?

Пенсионная реформа запустит накопительную систему. Украинцам придется платить еще один налог. Эти средства будут аккумулироваться на персональном счету.

Современных пенсионеров реформа не коснется, однако всем украинцам младше 35 лет придется в 2023 дополнительно платить 2%, а в 2023 — 7%. Украинцы старше 35, но младше 55 лет могут добровольно присоединиться к накопительной системе и выплачивать взносы.

Что ожидает людей, которым не исполнилось 35 лет на момент введения системы второго уровня?

  • Для них перестает существовать «Солидарная система», т.е. понятия «пенсионный и страховой стаж».
  • От 2% до 7% от взносов в ПФУ перечисляются на личные счета.
  • Личный счет будет доступен только по достижению пенсионного возраста.
  • Если нет официальной работы, или работодатель не платит за Вас в ПФУ, то на личном счете накопиться 0 грн.

Личный накопительный счет может быть открыт в одном из трех финансовых учреждений – СК, НПФ или уполномоченном банке.

При этом выгоды страховой компании перевешивают. Одним из главных плюсов личного накопительного счета, открытого в СК, является гарантированная Законом минимальная прибыльность в 4% (точнее до 4, но по факту имеем полноценные 4) на вложенный капитал – НПФ и банки прибыли не гарантируют.

В случае смерти клиента СК, деньги с его личного счета (при некоторых обстоятельствах даже в удвоенном или утроенном размере) будут переданы людям, указанным им при оформлении накопительного пенсионного договора в качестве выгодоприобретателей по договору, то есть накопления не пропадут.

Итак, накопительный личный счет – это ключевая составляющая системы обязательного государственного пенсионного страхования, единственная возможность поддержки государством каждого гражданина Украины в личном накоплении финансовых средств на безбедную старость.

Методика расчёта пенсии на Украине в настоящее время

Она менялась неоднократно, сегодня работает текущий вариант Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

В расчёты по определению размера пенсии включаются только те заработанные суммы, с которых уплачены взносы в ПФУ, это правило введено давно и применяется строго.

Для расчёта пенсии по старости в 2017 году надо применить такую общую формулу:

Пенсия = Зарплата средняя по Украине за 3 последних года, в данном случае — годы 2014, 2015 и 2016 х Коэффициент зарплаты х Коэффициент страхового стажа

Средняя зарплата по стране рассчитывается по итогам года и известна к моменту расчёта размера пенсии за каждый требуемый год.

В нашем случае это 2979,46; 3149,95 и 3661,41 гривен. Они складываются, делятся на 3, и получаем Зарплату среднюю по Украине в качестве постоянного числа — 3263,61 гривен.

Чем они ближе по значению, тем вернее коэффициент приближается к единице. Чем более превышает фактическая зарплата среднюю общеукраинскую, тем выше будет пенсия. Для большинства пенсий украинцев этот коэффициент не сильно отличается от 1.

Страховой стаж учитывается в месяцах, и для каждого отработанного месяца ведётся подсчёт уплаченных страховых взносов – они должны быть не менее минимальных. Если попадаются суммы меньше по значению, то это ведёт к понижению коэффициента.

Страховой стаж за месяц = взнос в ПФУ, фактически уплаченный / минимальный взнос.

Коэффициент страхового стажа = сумма значений Страхового стажа по месяцам х 0,0135 / 12.

*Трудовой год оценивается в 1,35%, отсюда константа 0,0135 в формуле.

Пример расчёта

Обычно усреднённый пенсионер имеет стаж около 40 лет (480 месяцев). Коэффициент страхового стажа в этом случае примет значение 0,54 (480 х 0,0135 / 12).

Итак, при стаже 40 лет и коэффициенте заработной платы 1 имеем значение пенсии:

Пенсия = 3263,61 х 1 х 0,54 = 1762,35 гривен.

Ясно, что в данном случае зарплата была низкой, поскольку уплаченные взносы минимальны. Если человек получает достаточно высокую зарплату, то и взносов он платит больше. Поэтому коэффициент зарплаты станет значительно больше единицы, что повлечёт за собой увеличение размера пенсии. А чтобы она не выросла слишком сильно, и введены все эти коэффициенты, константы и средние значения.

Но в том случае, если страховой стаж меньше необходимого, то за основу берётся минимальная пенсия, установленная на момент расчёта, и урезается пропорционально недобранным годам стажа. Это и есть тот случай, когда пенсия назначается ниже ПМ.

Пенсия по потере кормильца рассчитывается от базового значения пенсии по старости, положенной умершему кормильцу. На одного иждивенца, если он нетрудоспособен, полагается 50%. Если таких претендентов больше, то все 100% базовой пенсии делятся между ними поровну.

Члены семьи могут рассчитывать на свою часть пенсии до тех пор, пока остаются нетрудоспособными. Если же они к моменту потери кормильца достигли пенсионного возраста, то будут получать выплаты пожизненно.

Пенсия по инвалидности также рассчитывается от пенсии по возрасту. Главное, к какой группе отнесён инвалид. Он имеет право на определённый процент от базового значения:

  • 100% для 1-й группы инвалидности;
  • 90% для 2-й;
  • 50% для 3-й.

Кроме того, инвалиды 2-й и 3-ей группы, если они не работают, могут выбрать разные формы начисления пенсии. На этот выбор влияют многие факторы, поэтому рассматриваются различные нюансы, производятся сложные вычисления.

Пенсионные законы в Украине: кто имеет право на получение пенсии?

3 октября 2017 года на пленарном заседании Верховной Рады Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно повышения пенсий» (далее – Закон). Этот документ прошел трудны путь разработки, обсуждений и согласований, пока не приобрел статус Закона. После голосования в Парламенте документ был подписан Президентом Украины, и с 11 октября прошлого года вступил в действие.

Размер минимальной пенсии в Украине определяют по специальной формуле. Понять, как его высчитывают, просто

Важно помнить о нюансах при определении размера минимальных пенсий для отдельных категорий граждан, таких как:

  • переселенцы;
  • шахтеры;
  • медработники;
  • частные предприниматели;
  • полицейские;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий.

Начисление пенсии в 2023 году в Украине, обозначенным выше категориям граждан, реализуется с использованием специальных данных. Вся сложность вычисления обусловлена множеством законодательных актов (их более 24). Постановления Кабинета министров Украины также играют важную роль в установлении размера минимальных пенсий. Существует три вида таких выплат:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • в связи с утерей кормильца.

Полный перечень лиц, имеющих право на начисление пенсии в Украине, обозначен в ст. №8 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»:

  1. Солидарная система. Граждане Украины, которые застрахованы в соответствии с настоящим Законом и достигли установленного действующим законодательством пенсионного возраста;
  2. Солидарная система. Лица с инвалидностью, которые имеют необходимый для назначения соответствующего вида пенсии страховой стаж, а в случае смерти этих лиц — члены их семей, и другие лица, предусмотренные законодательством;
  3. Солидарная система. Граждане, которым назначена пенсия в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (кроме социальных пенсий)
  4. Солидарная система. Лица, которым была назначена пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) по другим законодательным актам, но они имели право на назначение пенсии по Закону Украины «О пенсионном обеспечении» — при условии, если они не получают пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание) из других источников;
  5. Накопительная система. Застрахованные лица и члены их семей и/или наследники — пожизненная пенсия и единовременная выплата за счет средств накопительной системы пенсионного страхования;
  6. Обе системы. Лица, которые не подлежат общеобязательному государственному пенсионному страхованию, но добровольно платили страховые взносы в порядке и размерах, установленных законом, в солидарную систему и/или накопительную системы пенсионного страхования, имеют право на условиях, определенных Законом, на получение пенсии и социальных услуг за счет средств пенсионного фонда и / или получения пожизненной пенсии или единовременной выплаты за счет средств накопительной системы пенсионного страхования;
  7. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение пенсионных выплат и социальных услуг из системы общеобязательного государственного пенсионного страхования наравне с гражданами Украины на условиях и в порядке, предусмотренных Законом, если иное не предусмотрено международными договорами.

Начисление пенсии осуществляют определенным образом в случае, если гражданин трудился на одном из видов предприятий или производств, перечисленных в следующих списках (но только на территории Украины):

  1. Список №1 (предприятия с вредными, тяжелыми условиями труда).
  2. Список №2 (предприятия с менее тяжелыми условиями труда, при начислении пенсии после работы на них также учитывают средний заработок).

Особенности начисления пенсии по Списку 1 в Украине раскрыты в законе №1788:

  • для мужчин – если возраст более 50 и длительность непрерывной работы не менее 20 лет (в соответствии с новой редакцией закона – более 25);
  • женщины – если возраст 45 (по новым нормам – 50) и стаж 15 лет (сегодня – 20).

Имеются свои нюансы при начислении пенсии в Украине. Это касается переходных периодов (учитывается заработная плата, её минимальная величина). Они продлены до 01.04.24 г.:

  1. Повышение пенсионного возраста для женщин на 5 лет (с 45 до 50);
  2. Увеличение суммарного времени работы для оформления льготной пенсии по Списку №1:
  • мужчины – с 20 до 25 лет;
  • женщины – с 15 до 20 лет.

Миро­нов рас­ска­зал о трил­ли­о­нах руб­лей, кото­рые могут выпла­тить пенсионерам

В пред­две­рии ново­год­них празд­ни­ков Сер­гей Миро­нов, гла­ва поли­ти­че­ской пар­тии «Спра­вед­ли­вая Рос­сия — Пат­ри­о­ты — за прав­ду», заявил, что в Мини­стер­стве финан­сов хра­нят­ся трил­ли­о­ны руб­лей, кото­рые могут быть исполь­зо­ва­ны для финан­си­ро­ва­ния 13‑й пенсии.

Поли­тик пред­ло­жил исполь­зо­вать сред­ства, кото­рые уда­лось сохра­нить до кон­ца года, для финан­си­ро­ва­ния 13‑й пенсии.

Ранее в Гос­ду­ме РФ пред­ло­жи­ли повы­сить пен­сии рабо­та­ю­щим пен­си­о­не­рам через сня­тие огра­ни­че­ния на коли­че­ство зара­бо­тан­ных стра­хо­вых бал­лов. Пра­ви­тель­ство РФ отка­за­лось под­дер­жать идею.

Размер прожиточного минимума в 2023 году

С 1 февраля 2023 года прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц установлен на уровне 2 589 грн.

Стоит отметить, что прожиточный минимум не один, их есть несколько — в зависимости от существующих социально-демографических групп населения:

  • детей в возрасте до 6 лет — 2 272 грн;
  • детей в возрасте от 6 до 18 лет — 2 833 грн;
  • трудоспособных лиц — 2 684 грн;
  • трудоспособных лиц, который применяется для определения базового размера должностного оклада судьи — 2 102 грн;
  • трудоспособных лиц, который применяется для определения должностных окладов работников других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами, а также работников налоговых и таможенных органов — 2 102 грн;
  • трудоспособных лиц, который применяется для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры — 1 600 грн;
  • лиц, утративших трудоспособность (минимальная пенсия) — 2 093 грн.

Какая пенсия в России

С 1.04.2022 г. в России будет проведена очередная индексация социальных выплат на 7,7%, а в январе были проиндексированы страховые пенсии на 5,9%. В результате средний показатель страховых пенсий достигнет 18.521 р., а социальных — 10.307 р. При этом прожиточный минимум для нетрудоспособных граждан в РФ составляет 10277 р. Таким образом, в среднем пенсионное обеспечение россиян выше федерального ПМП.

Если же реальная пенсия человека не достигает федерального или регионального ПМП, то он вправе обратиться в ПФР за установлением социальной доплаты, которая позволит ему довести выплаты до этого параметра. Но при этом человек не должен работать, заниматься бизнесом и при определении права на выплаты учитывается все его социальное обеспечение как в материальном, так и в натуральном выражении.

Страны с самыми высокими пенсиями

Никаких однозначных выводов, опираясь на продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию, сделать нельзя. Более интересно узнать, какая пенсия в Европе. Примечательно то, что именно в Европе находятся страны с самыми высокими пенсиями в мире.

Для объективности оценки рассмотрим размер пенсии в Европе в рублях, поставив нижнюю границу в 500$.

Таблица 2. Максимальное пенсионное обеспечение в Европе

Государство Средний размер пенсии
В дол. В рос.  руб.
Люксембург 3 125 218 930
Дания 2 800 196 260
Австрия 2 700 189 250
Финляндия 2 040 142 900
Исландия 1 550 108 600
Норвегия 1 730 121 200
Нидерланды 1 400 98 080
Италия 1 250 87 570
Германия 1 250 87 570
Франция 1 250 87 570
Швейцария 1 150 80 150
Словения 1000 70 050
Испания 908 63 600
Швеция 833 58 350
Великобритания 830 85 150
Греция 586 41 500
Италия 583 40 840
Эстония 512 35 870
Португалия 500 35 030
Чехия 500 35 030

Цифры, которые превосходят размер средних пенсионных выплат в России в 2,4–15,9 раз, поражают. Но не стоит забывать, что любые статистические данные, которыми приходится руководствоваться во время проведения анализа, являются сухими цифрами, отражающими средний уровень доходов.

Рис. 2. Самые богатые пенсионеры живут в Люксембурге

В той же Дании пенсия формируется из трех частей: социальной, накопительной и добровольной. И чтобы получить усредненное социальное обеспечение, необходимо прожить в стране не меньше 40 лет. При этом возраст выхода на пенсию составляет 65 лет при средней продолжительности жизни 78,1 год.

А в Нидерландах для обеспечения достойных пенсий введены «драконовские» налоги. И несмотря на довольно благополучную картину в части пенсионного обеспечения, принято решение об увеличении возраста выхода на отдых до 67 лет к 2021 году, что вызвало волну возмущений в стране.

Но с другой стороны, даже в Греции, где кризис накрывает страну все новыми волнами, пенсионерам выплачивают 586 $ или 41 500 руб. Правда, получать такой доход греки могут только после достижения 67 лет, и в стране заморожена индексация, урезается социальная часть выплат.

Льготы и гарантии людям предпенсионного возраста

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие.

С 2019 года для предпенсионеров также вводятся новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Право на большинство предпенсионных льгот возникает за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода. С 2019 года и далее правом на льготы пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Пятилетний срок также актуален, когда при назначении пенсии учитываются одновременно достижение определенного возраста и выработка специального стажа. Это прежде всего относится к работникам опасных и тяжелых профессий по спискам №1, №2 и др., позволяющим досрочно выходить на пенсию. Наступление предпенсионного возраста и права на льготы в таких случаях возникает за 5 лет до возраста досрочного выхода на пенсию при соблюдении одного из условий: выработка требуемого льготного стажа, в случае если человек уже прекратил работу по соответствующей специальности, либо факт работы по соответствующей специальности.

Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что границы наступления предпенсионного возраста будут установлены для женщин-водителей начиная с 45 лет, а для мужчин-водителей начиная с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенных лет, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Так, школьный учитель, который в марте 2019 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

Для тех, у кого пенсионный возраст с 2019 года не поменялся, тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, у многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет, то есть за 5 лет до обычного для себя возраста выхода на пенсию (50 лет). При определении статуса предпенсионера в подобных случаях учитываются два фактора. Во-первых, основание, дающее право на досрочное назначение пенсии – им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр. А во-вторых, непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Исключением, на которое не распространяется правило 5 лет, являются налоговые льготы. Они предоставляются по достижении прежних границ пенсионного возраста. Для большинства россиян это 55 или 60 лет в зависимости от пола, а в случае с досрочно выходящими на пенсию людьми – ранее этого возраста. Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Подтверждение предпенсионного статуса

Социальный фонд России запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используют органы власти, ведомства и работодатели для предоставления соответствующих льгот гражданам. Например, центры занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров.

Данные СФР передаются в электронной форме по каналам СМЭВ, через Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) и электронное взаимодействие с работодателями. Справка, подтверждающая статус человека в качестве предпенсионера также предоставляется через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и  в территориальных органах СФР.

В чем суть пенсионной реформы в Украине

Итак, еще в 2017 году в Украине стартовал первый этап пенсионной реформы, что неоднократно анонсировалось как на правительственном уровне, так и в средствах массовой информации. Более ранние версии пенсионной реформы оказывались нежизнеспособными, при всей их амбициозности не принесли ожидаемого повышения уровня пенсий и не стали гарантией обеспеченной старости для граждан Украины.

Новые шаги по реформированию стали результатом партнерства Украины с МВФ (International Monetary Fund), с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Как известно, пенсионное обеспечение является показателем благополучности общества и экономической устойчивости государства.

Именно эти условия способствовали разработке и принятию поправок в Закон о пенсиях, за которые проголосовали народные избранники 3 октября 2017 года.

В сфере социальной политики государство обязано заботиться о своих гражданах, достигших преклонного возраста или утративших способность продолжать трудовую деятельность. Эта забота должна заключаться в регулярной выплате пенсий, размер которой обеспечивает насущные потребности лиц преклонного возраста. Как дело обстоит на самом деле, — поговорим чуть позже, а пока перейдем к сути пенсионной реформы.

Реформирование заключается во внедрении трехуровневого пенсионного обеспечения, которое до настоящего дня состоит из солидарной системы и накопительной пенсии. Если первая часть пенсионной системы худо-бедно работает в стране, то накопительные пенсии практически остаются нереализованным сектором.

В планах Правительства Украины – запуск механизма солидарной пенсии в комплексе с добровольным пенсионным страхованием, которое должно стать неотъемлемой частью всей пенсионной системы в стране:

  • солидарная система
  • общая накопительная
  • добровольная негосударственная накопительная
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блокнот путешественника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: