Детские сады в финляндии

Дошкольное образование в финляндии

Список литературы

  1. Видеосюжет по итогам Семинара-2012 / Международный Семинар «Система дошкольного образования Финляндии». Режим доступа: http://legko-i6.ru/video/ozdorovlenie/rolik-doshkolnoe-obrazovanie-v-finljandii.html
  2. Русская планета. В Рязани с нового года вырастет размер родительской платы за детский сад. – // Режим доступа:http://ryazan.rusplt.ru/index/v-ryazani-s-novogo-goda-vyirastet-razmer-roditelskoy-platyi-za-detskiy-sad-502116.html
  3. Детские сады в Финляндии. – // Режим доступа: http://tupa-finlandia.ru/zhizn-v-finlyandii/detskie-sady-v-finlyandii.html
  4. Морозова О.С. Кризис идеи «Социального государства» в современном мире. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/krizis-idei-sotsialnogo-gosudarstva

Задачи университетов и их административная структура

Университеты способствуют развитию свободного исследования, научного и художественного просвещения и дают основывающееся на исследовательской деятельности высшее образование. При выполнении своих задач университеты должны действовать во взаимодействии с окружающим обществом, а также способствовать повышению общественной значимости исследовательских работ. Помимо обучения, нацеленного на получение степени (квалификации), университеты предлагают обучение для взрослых и открытое университетское обучение. Каждый университет имеет также центр повышения квалификации.

Университеты должны организовывать свою деятельность так, чтобы достижение высокого международного уровня исследовательской, образовательной и преподавательской деятельности велось с соблюдением этических принципов и правил общепринятой научной практики. Постановлениями о степенях (квалификациях) регламентируют ответственность университетов за образование по каждому профилю специализации, структуру, объем, цели и содержание образования, а также присваеваемые степени (квалификации).

Все университеты являются государственными. Самоуправление университетов и свобода науки, искусства и высшего образования гарантируются Конституцией

Финляндии. Университеты самостоятельно решают вопросы внутреннего управления в соответствии с Законом об университетах.

Высшим органом университета по принятию решений является университетский совет, который призван развивать деятельность университета, утверждать хозяйственные и рабочие планы, а также определять приоритетные направления распределения выделенных средств. В университетском совете должны быть представлены профессора, преподавательский и исследовательский составы, другой персонал, а также студенты. Председателем университетского совета является ректор университета.

Для организации обучения университеты разделены на факультеты или другие подразделения и на подчиняющиеся им кафедры.

Детский сад (päiväkoti)

Наличие местожительства в Финляндии является поводом для предоставления ребенку места в муниципальном детском саду. Заявление на получение места там необходимо подавать за 4 месяца до предполагаемого времени начала посещения садика. Место в дошкольном учреждении можно получить за две недели, если родители ребёнка получили работу или место учёбы.

Муниципальные детские сады в Финляндии, как правило, открыты с 6.00 до 17.45. Некоторые детские сады и семейные детские сады работают круглосуточно.

Во время пребывания в садике дети играют, гуляют, занимаются физкультурой, рукоделием, ходят на экскурсии, и, конечно же, сладко спят и вкусно едят. Работа воспитателей нацелена на содействие развитию и обучению ребенка

Особое внимание уделяется социальным навыкам ребенка. Детей учат общаться друг с другом, понимать эмоции и чувства окружающих

Кроме того, в детском саду ребенку помогают, при необходимости, в освоении финского или шведского (второго государственного) языков. Дети с особыми потребностями могут также получать коррекционную помощь

В учреждении дошкольного воспитания принимаются во внимание религиозные и жизненные воззрения семьи ребёнка

Групповой семейный детский сад

Групповой семейный детский сад представляет собой промежуточную — между обычным детским садом и семейным детским садом — форму дошкольного образования. В таком садике работает от 4 до 6 воспитателей, а количество детей в группе варьируется от 8 до 12 человек. Это дает возможность организовать более многосторонний уход за каждым ребенком.

Оплата детского сада такого типа перечисляется муниципалитету, а он в дальнейшем переводит зарплату воспитателям. Часть денег идет на благоустройство детской площадки, закупку еды и игрушек.

Семейный детский сад

В семейном детском саду уход за детьми осуществляется на дому у воспитателя. Некоторые воспитатели работают дома у детей группы. «Численность населения» такого сада не превышает 4 человек.

В семейном детском саду дети играют, помогают воспитателю справляться с домашними обязанностями, гуляют, занимаются творчеством и физкультурой. В таких садах нет жесткого расписания — при необходимости ребенок может остаться у воспитателя на ночь.

Частный семейный воспитатель

Родители также могут нанять частного семейного воспитателя. Он может работать как у себя, так и у работодателя дома.

За работой частных дошкольных учреждений следит муниципалитет. Периодически работники социальных служб проверяют деятельность частных садов, и, при необходимости, дают советы по улучшению их работы.

За посещение ребенком частного детского сада так же можно получить компенсацию (yksityisen hoidon tuki), размер которой зависит от доходов семьи и муниципалитета.

Языковые детские сады

В Финляндии существуют также англоязычные детские сады — как частные, так и муниципальные. В крупных городах работают детские сады с уклоном на испанский, немецкий, французский, а также русский язык.

На этом моменте мы бы хотели остановиться подробнее, поскольку вопрос об интеграции русского ребенка дошкольного возраста в языковую среду может оказаться актуальным для наших читателей.

Совсем не страшная школа

Учеников знакомят с буквами и цифрами, им читают истории и сказки. Дети сами много рисуют, лепят и делают поделки.Фото: Осси Лехтонен / Rodeo

Бесплатное обучение в подготовительной школе организуют местные муниципалитеты. «Эсикоулу» может располагаться при школе или в детском саду. Если ребенок проживает дальше 5 км от такого садика или учебного заведения, то государство бесплатно организует его проезд на занятия. Тогда ребенка забирает в школу и привозит домой такси.

Маленький Мирослав Онишко стал посещать подготовительную школу в августе этого года. Последние два года мальчик не ходил в детский садик, а был с мамой и младшей сестрой дома.

«Он немного нервничал в первый день ”эсикоулу”, боялся, что не найдет там друзей, – рассказывает папа Мирослава, Сергей Онишко. – Но сын вернулся домой довольным и сообщил, что уже подружился с одним мальчиком». Сейчас Мирослав с удовольствием ходит в подготовительную школу, где у него полно друзей.

«Конечно, за несколько месяцев «эскари» поведение Мирослава изменилось, – отмечает Сергей. – Он стал взрослее, спокойнее, послушнее. И даже кушать стал лучше».

Как поступить в финский ВУЗ?

Процесс поступления в финский ВУЗ состоит из следующих этапов:

  1. Выбор подходящего учебного заведения и специальности. Финские правила позволяют одновременно поступать на 6 образовательных программ. Потом нужно остановить свой выбор, на одной из тех, куда абитуриент принят. Абитуриенты из стран, не входящих в ЕС, перед подачей заявлений, должны внести взнос в сумме 100 евро.
  2. Подача заявки на поступление и ожидание вызова на экзамен. На экзамене абитуриент должен присутствовать лично. Грузины, молдаване и украинцы имеют право безвизового въезда в ЕС. Абитуриентам из остальных стран СНГ нужно заблаговременно оформить шенгенскую визу, иначе на экзамены можно не попасть.
  3. Сдача экзаменов. В большей части университетов, экзамены представляют собой прохождение тестов по дисциплинам связанным с будущей профессией.
  4. После того как абитуриент принят, он должен оформить студенческую национальную визу Финляндии. Тем, кто планирует жить в общежитии университета нужно зарезервировать там место и получить документ об этом.

Необходимые документы

Непосредственно для поступления в университет нужно подготовить и подать следующие документы:

  • Аттестат, диплом или другой документ о полученном ранее образовании. Нострификацией этих документов можно не заниматься. Каждый финский ВУЗ самостоятельно определяет признает ли он эти бумаги достаточными для допуска к экзаменам.
  • Международный сертификат об уровне владения английским языком, для тех кто выбрал англоязычную программу обучения. При поступлении в бакалавриат требования к уровню английского языка ниже чем в магистратуре, но они достаточно высоки в обоих случаях. В бакалавриат нужен сертификат IELTS от 5,5, а в магистратуру от 6.
  • Мотивационное письмо или видео с изложением сведений о себе и причины выбора университета и программы.
  • Рекомендательные письма, если они имеются.
  • Сертификат о сдаче экзаменов GRE, GMAT или SAT, при поступлении на некоторые учебные программы. Первые два экзамена — это тесты на аналитические способности. SAT — это американский тест для поступления в колледжи и университеты. Нужна ли сдача этих экзаменов, а если да, то каких, нужно выяснить в выбранном ВУЗе.

Для оформления студенческой национальной визы потребуются:

  • Паспорт.
  • Фото.
  • Документ о приеме в ВУЗ.
  • Подтверждение наличия места для жительства в Финляндии. Здесь сильно пригодится документ о бронировании места в общежитии. Тем у кого его нет придется показать свидетельство о праве собственности на жилье или долгосрочный договор его аренды.
  • Документы, подтверждающие наличие средств для жизни в Финляндии.
  • Справка об отсутствии судимости.
  • Медицинская справка об отсутствии СПИД, открытой формы туберкулеза, тяжелых психических расстройств, наркомании.
  • Медицинская страховка, действительная на финской территории, с покрытием не менее 30 тыс. евро.

Могут потребоваться дополнительные документы. Все бумаги должны иметь заверенный перевод на финский, шведский или английский язык. Прибыв в страну, и приступив к обучению, нужно оформить вид на жительство. Его дадут на 1 год, потом его можно будет продлевать. После обучения в Финляндии, выпускнику предоставят полгода на поиск работы. После трудоустройства ВНЖ продлят по новому основанию.

Обучение в магистратуре и бакалавриате

Как и в большинстве стран мира, высшее образование в Финляндии имеет две степени — бакалавр и магистр. В академических университетах для получения ученой степени бакалавра нужно учиться 3 года, после этого 2 года на магистра. Возможно еще и последующее обучение в докторантуре. До степени доктор философии нужно учиться еще 4 года. В университетах прикладных наук, степень бакалавра можно получить за 3,5-4 года. Магистерскую степень за еще 1-1,5 года. В большей части университетов прикладных наук для поступления в магистратуру, требуется практический стаж работы по специальности от 3-х лет.

Иностранцы, имеющие степень бакалавра или магистра, могут поступать в магистратуру или докторантуру финских университетов. Таким образом, иммиграция в Финляндию, через получение образования, доступна не только вчерашним выпускникам школ.

Переехать в другую страну возможно! Сейчас легко получить вид на жительство, ПМЖ и даже гражданство другого государства. С миграционными юристами можно обсудить ваши цели и подобрать оптимальный вариант иммиграции исходя из ваших возможностей. Существует рейтинг миграционных компаний, которые занимаются оформлением ВНЖ, ПМЖ и другими вопросами. Консультация у них бесплатная!

Обучение летом

Летние школы для студентов и тех, кто только собирается ими стать, это отличная возможность в реальных условиях узнать, что собой представляет финская система образования. Практически каждый вуз страны предлагает учащимся зарубежных университетов и школ пройти летние интенсивы по самым разным направлениям. Желающих могут заинтересовать следующие программы:

  • летняя школа при университете Ювяскюль – приглашает студентов из партнерских вузов (СПбГУ, Российский государственный педуниверситет, Ярославский госуниверситет и другие). Направления: культура, психология, здоровье и спорт;
  • школа при Университете Восточной Финляндии – для студентов философских, факультетов, отделений лесного хозяйства, здравоохранения, естественных наук;
  • летний лагерь Лахти – организовывается ежегодно для всех, кого волнуют проблемы экологии.

Лингвистические знания можно получить в языковых школах, которые также функционируют практически при всех вузах. Большой популярностью пользуются курсы при Хельсинском университете. Пятьдесят два урока обойдутся примерно в 180 евро. Длительность курса зависит от выбранной программы. Ускоренную можно пройти за 2 недели. Если есть время, можно задержаться здесь на 1 год.

Как устроить ребенка в финский детский сад

Сообщение о дошкольном образовании ребенка в Финляндии подается в виде электронного или письменного заявления. Первый вариант подойдет для муниципальных детских садов, второй – обязателен для частных. Тут требуется личное присутствие родителя.

При этом ребенка не примут в дошкольное учреждение без идентификационного номера. Это комбинация из символов, в которых зашифрована дата рождения, пол. Получить номер можно 3 способами:

  • в налоговой службе;
  • в Агентстве учета населения и цифровой информации;
  • в зарубежном представительстве Финляндии перед приездом в страну.

Родителям нужно предоставить оригинал свидетельства рождения ребенка. Если оно не выдано в странах еврозоны, то документ должен быть легализирован. Это заверение в нескольких ведомствах, включая нотариуса и консульство.

Заявление в муниципалитет следует подавать за 4 месяца до момента, когда ребенок должен пойти в детский сад. Его рассмотрение ускоряется до 2-х недель при переезде в другой город.

В заявлении необходимо обосновать, почему ребенку будет комфортно и удобно посещать выбранный детский садик. Именно малышу, а не родителям. Допускается указывать до 4-х учреждений.

СДВГ

Проблема СДВГ в Финляндии стоит не менее остро, чем в России. Это дети, которые отвлекаются на уроках и мешают другим, не в состоянии усидеть на месте, слушать учителя и заниматься. Как справляются с такими детьми в финских школах?

Я слышала разные мнения на этот счет. Родители говорили, что на такого ребенка просто не обращают внимания: пусть он шумит, балуется, ползает под партами – учитель пытается вести урок.

Родители других детей не считают это нормой, они, как и в России, выражают недовольство такими детьми, жалуются.

Директор школы говорила другое. Если ребенок плохо себя ведет, ему делают замечания, проводят беседу: почему он так поступает? Если это не помогает, собирают педсовет, решают, что делать. Могут приставить персонального тьютора или перевести в маленький класс.

***

Словом, финская система направлена на то, чтобы максимально помочь, поддержать тех, кто в силу личных особенностей имеет проблемы в школе. Но самая главная задача, которую ставит перед собой школа – сделать молодых людей полноценными членами общества, научить их жить среди людей.

Такую же задачу ставит себе и российская идея инклюзии, но пока у нее, к сожалению, маловато средств, чтобы с этой задачей справиться.

Как записаться в детский сад

Чтобы записать своего ребенка в дошкольное учреждение, родители обязательно должны иметь вид на жительство.

Заявление на место стоит подавать в детский сад за 4 месяца до того, планируется отдавать туда ребенка.

Перед тем как подать документы, необходимо пройти медицинское обследование, собрать и предоставить медицинским работникам справки.

В финские дошкольные учреждения иногда бывают очереди, но если подать заявление заблаговременно, то шансы, что ребенок попадет в выбранный сад, достаточно высоки. Когда необходимо срочно сменить садик, например, по причине переезда или из-за того, что родители выходят на работу, заявление может быть рассмотрено в срочном порядке. Но тогда ребенок попадет в то учреждение, где найдется место.

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

https://youtube.com/watch?v=2a6O45ChD68

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

 Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Система дошкольного образования

Дети в Финляндии с самого рождения являются полноправными членами общества.

В декретном отпуске один из родителей находится, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Отец или мать имеет право продлить отпуск до 3 лет, написав соответствующее заявление. В течение этого времени выплачивается помощь по уходу за ребенком (kotihoidon tuki) от Пенсионного управления KELА в размере около 500 евро. Когда родитель желает выйти на работу, он может отдать ребенка в детский сад.

Согласно закону об образовании, с 2001 года ответственность за дошкольное образование в Финляндии возложена на местную власть.

В основном учреждения двуязычные: основной язык – финский, вторым может быть английский, шведский, немецкий, французский или русский.

Существуют детские сады смешанного типа, где вместе занимаются здоровые малыши и дети с ограниченными возможностями.

Задача воспитателей – дневной уход за ребенком, а главное требование к дошкольным учреждениям – создание благоприятной атмосферы и разнообразия в обучении.

Воспитатели, имеющие степень бакалавра или магистра, тесно сотрудничают с родителями: советуются, какие воспитательные меры применять, если ребенок капризничает или неправильно себя ведет.

Финское дошкольное образование не имеет единой программы, но базируется на следующих принципах:

  • любовь;
  • уважение;
  • свобода действий, которая дается как дошкольникам, так и их воспитателям (не ведут отчеты, их действия не координируются управлением образования).

В дошкольных учреждениях всячески поощряют самостоятельность и инициативу воспитанников.

Обязательным этапом дошкольного образования является еsikoulu/eskari – подготовка к школе детей в возрасте от 6 лет, которая длится 1 год.

Порядок определения ребенка в детский сад

Для того, чтобы определить ребенка в детский сад, родителям в первую очередь необходимо иметь вид на жительство в Финляндии. Заявление на поступление в дошкольное учреждение необходимо подать за 4-и месяца до планируемого времени посещения. Перед тем как пойти в детский сад ребенок проходит обязательное медицинское обследование, родители собирают все необходимые справки и предоставляют их руководству детского сада.

Заявление в муниципальный детский сад можно подать как лично, так и по интернету, в то время как в частный детский сад можно подать заявление только лично. Заявление подается на стандартном Бланке, который можно взять в бюро социального обеспечения или Пенсионном управлении. Важным для поступления является то, что к этому времени ребенок должен иметь личный идентификационный код.

В детские сады Финляндии бывают очереди, поэтому подавать заявления на поступление необходимо заблаговременно. В этом случае шанс попасть в выбранное учреждение достаточно высок. Если родителям нужно срочно выйти на работу или же семья сменила место жительства и ребенка требуется определить в детский сад как можно скорее, то заявление на поступление может быть рассмотрено в досрочном порядке. Однако в этом случае ребенок попадает в тот садик, в котором есть место на данный момент.

Стоимость посещения детского сада зависит от нескольких факторов:

  • уровень дохода семьи;
  • количество членов семьи;
  • сколько часов ребенок будет находиться в детском саду.

Двуязычные детские сады в Финляндии

Это финское ноу-хау, в основе которого лежит идея закладки базы для изучения нескольких языков. Считается, что родная речь станет основой для освоения финского или английского языка, культурной интеграции в международную среду.

Дошкольное образование в Финляндии на английском языке или русском основано на живом общении, играх. Тут нет зубрежки или классических уроков. Сначала у детей происходит языковое смешение, но потом все упорядочивается, малыши понимают родной и иностранный язык.

Но двуязычные сады есть не во всех городах. Они находятся в крупных населенных пунктах. Если такого учреждения нет, то ребенку придется с нуля осваивать финский язык, что достаточно тяжело.

Безопасность

В детском садике везде стоят камеры. Родители могут посмотреть, чем занимался ребенок целый день. В некоторых садах это можно делать в режиме реального времени.

Во время прогулок каждый ребенок одет в светоотражающий жилет с именем и номером сада, дети держатся за одну веревку, чтобы не потеряться.

Лестницы огорожены, игрушки и мебель сделаны из экологичных материалов.

Количество воспитателей позволяет держать под присмотром каждого ребенка. Но если произошел несчастный случай, воспитатель заполняет документы, где рассказывает все подробности произошедшего. Муниципалитет отслеживает подобные случаи и может улучшить пространство детского сада или работу персонала.

Основные механизмы, процедуры и инструментарий, используемые для государственного мониторинга/оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования Финляндской Республики

Во время инспекций, проводимых в ответ на жалобы на ДОУ, часто контролируются такие аспекты качества обучения, как санитарно-гигиенические нормы, квалификация персонала, соотношение количества персонала и детей, требования к персоналу. Сами же условия труда, управление персоналом и финансовыми ресурсами не так интересуют инспекторов во время проверок 21.

В Финляндии немаловажную роль играет и образование персонала, в связи с чем предъявляются высокие требования к квалификации работников в сфере раннего обучения и ухода. Для контроля качества персонала осуществляется проверка по следующим критериям: качество образовательного процесса; используемые материалы; квалификация персонала; общее качество обучения; командная работа и общение между штатными сотрудниками; управление временем и планирование; знание персоналом предметов, условий труда; профессиональное развитие персонала.

Для оценки развития детей в Финляндии обычно используют нарративное обследование с использованием инструментов наблюдения. Нарративное обследование — оценка способностей ребенка не в конкретный момент времени, а на протяжении некоторого времени. В фокус контроля уровня развития входят: моторные навыки, социально-эмоциональные навыки, навыки языка и грамотности, навыки счета, самостоятельность, креативность, благополучие, состояние здоровья, практические навыки, знание наук 22.

В качестве дополнительного инструмента к самооценке образовательных процессов используется родительский опрос

Во время опроса основное внимание уделяется общему качеству обстановки, качеству комнат, расписанию дня и часам работы. Опрос родителей может также содержать вопросы о качестве обучения и степени удовлетворенности информацией, которая предоставляется сотрудниками и руководством, используемыми материалами, возможностями участия родителей и мнением о том, каково их ребенку в предлагаемых условиях

Также опросы могут включать вопросы о возможностях установления родительских связей и актуальности учебной программы (например, в отношении обучения и развития на дому) 23.

В мае 2019 года был выпущен документ «Руководство и рекомендации по оценке качества дошкольного образования и ухода» (Guidelines and recommendations for evaluating the quality of early childhood education and care), разработанный Финским центром оценки Образования (Finnish Education Evaluation Centre — FINEEC). Документ содержит рекомендуемые критерии и индикаторы для самооценки дошкольного образования на национальном и локальном уровнях, а также на уровне образовательных процессов в учреждении 24.

Основные инструменты оценивания, используемые во время мониторинга развития ребенка: прямые оценки в виде тестов и скрининга; повествовательные оценки (рассказывание историй или портфолио); инструменты наблюдения в виде оценочных шкал и контрольных списков.

Мониторинг качества персонала обычно включает наблюдения или самооценивание в сочетании с использованием оценочных шкал, контрольных списков или портфолио и может быть частью мониторинга качества обслуживания (Isoré, 2009). The Classroom Assessment Scoring System (CLASS) — это инструмент наблюдения, который позволяет оценить качество взаимодействия учителя и ребенка в дошкольных классных комнатах в центрах. Практика показала, что инструмент наблюдения CLASS может помочь учителям и школам улучшить качество их взаимодействия с учениками, поскольку он определяет, какое взаимодействие оценивается выше, и дает возможность определить, какие практики они могут улучшить (CASTL, 2011) 25.

В Финляндии применяется Опросник SDQ (Strengths & Difficulties Questionnaires) для родителей и других лиц. Цель данной методики заключается в выявлении сильных и слабых сторон ребенка, а также трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться, чтобы учитывать особенности ребенка в процессе его развития. Родитель отвечает на блок вопросов, которые характеризуют ребенка с разных сторон (физической, эмоциональной, умственной, поведенческой и т. д.), полученные данные позволяют воспитателям находить индивидуальный подход к ребенку.

В садик – со своим котом

В городе Коувола работает частный сад вальдорфской педагогики, созданный инициативной группой приверженцев учения Рудольфа Штайнера. Фото: Анна Лиукко

Система семейного детсада очень популярна в Финляндии, а должность «домашней мамы», т.е. воспитательницы – почетна. Очень часто дети, посещавшие такой садик, на протяжении всей жизни шлют поздравительные открытки своей «второй маме».

«По образованию я – младшая медсестра», делится 43-летняя Гунилла Симонс. «В нашем муниципалитете не хватало детских мест.  Мне  предложили организовать семейный детский садик. Я согласилась, потому что эта работа очень подходила мне: сын был младшеклассником и рано приходил из школы. Теперь уже прошло больше десяти лет, а днем у нас по-прежнему полно детей, с которыми играют и сын, и муж».

По закону, одна «домашняя мама» может присматривать только за четырьмя детьми. Их  в таком саду (как правило, это просторный собственный дом) может быть и больше, но тогда малышей приводят по очереди. При этом воспитанниками садика не могут быть дети «домашней мамы».

Семейный детсад почти как родной дом. Например, одна подопечная Гуниллы упорно не желала приходить в сад без своего кота. Вопрос решился просто: воспитатель разрешила девочке приносить к ней своего любимца. К тому же дети не только играют, но и немного помогают «домашней маме»: все дружно выносят мусор, замешивают тесто или чистят картошку. В таком саду нет жесткого расписания, что очень удобно для родителей.

«Мои воспитанники – мои соседи, и часто называют меня тетей», говорит Гунилла. «Некоторых приводят рано утром, и тогда эти малыши могут спокойно «доспать» на диване, пока не придут другие ребята. Часто родители звонят и сообщают, что они задержатся, и тогда ребенок остается у меня до позднего вечера. А иногда дети и вовсе ночуют у меня, если родителям надо куда-то отлучиться».

Родители платят за посещение семейного садика муниципалитету, который, в свою очередь, платит зарплату «домашней маме». На часть этих  денег оборудуется детская площадка, закупаются игрушки и продукты для малышей.

Мы готовим детей к жизни: школьное образование в Финляндии

Финское образование считается лучшим в мире. Финские школьники демонстрируют самый высокий в мире уровень знаний. В естественных науках они занимают второе, а в математических – пятое место и относятся к самым читающим детям планеты. Вместе с тем, они проводят в школе времени меньше, чем ученики остальных стран. Феномен финского образования вызывает восхищение педагогического сообщества.

Сами же финские педагоги объясняют его так:

«Образование готовит ребенка либо к жизни, либо к экзаменам. Мы выбираем первое».

Обучение детей практической жизни начинается с семьи. Уже к школьному возрасту де

ти знают о налогах, банках, кредитах. В проектах типовых детских садов имеется особое помещение – торговый киоск, где с 4-5-летнего возраста детишки учатся

пользоваться кассовым аппаратам, расплачиваться карточками и наличными, делать покупки в соответствии со своими возможностями. В детских садах дети играют в кухню: знакомятся с кухонными приборами, учатся готовить еду. Выпускники детских садов говорят по-фински и по-шведски, так как шведский является в Финляндии государственным языком.

В школе обучение подчиняется девизу: «Больше полезных знаний». Екатерина М. уже 20 лет живет в столице Финляндии, работает в музее, воспитывает троих детей.

Прогулки в школе обязательны

Елена Кавлак, преподаватель английского языка в финской школе@kavlusha_finland

В финских школах есть специальность – «учитель будущего» — педагог, который помогает детям найти самих себя, выбрать предметы по своим наклонностям, определиться с дальнейшей судьбой. После 9-го класса часть учеников покидает школу, переходит в колледж, где получает практическую профессию. Те, кто остается в лицее, готовятся получить высшее образование. Выбор жизненного пути подростки делают самостоятельно. Они не раз проверили свои способности и знакомы с реалиями общества, в котором живут.

Вам будет интересно: Как объяснить ученику, как надо себя вести — сравниваем российский и зарубежный опыт

Образовательная система

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Хельсинксий Университет — старейший и крупнейший университет в Финляндии. Основан в городе Турку в 1640 году как Королевская академия в Турку. В университете обучается около 38 000 студентов

Как живется родителям школьников?

Начнем с того, что в финских школах анкеты с указанием места работы родителей отсутствуют. Никого вообще не должно волновать, кем работает мама или папа кого-то из учеников. Запрещены сборы денежных средств с родителей.

Государство гарантирует бесплатное школьное образование. Бесплатным для школьников является:

  • само обучение;
  • школьное питание;
  • экскурсии, посещения музеев и вся внеурочная деятельность;
  • школьные автобусы, которые обязаны доставить ребенка в школу и вернуть домой, если учебное заведение расположено хотя бы за 2 километра от дома ребенка;
  • учебники, канцелярские принадлежности;
  • ноутбуки-планшетники, которые широко используются во время учебного процесса.

Красота, согласны?

Финские родители наверняка не рискнут обидеть своего ребенка хоть словом, хоть ремнем, поскольку прекрасно знают, что еще в 1 классе детишкам в школе объяснят все их обязанности и права, в том числе и право жаловаться на взрослых социальному работнику школы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блокнот путешественника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: